Министр обороны Валерий Гелетей (в центре) считает, что на юго-востоке Украины юрисдикция Киева будет восстановлена осенью. Фото Reuters
Украинская власть разработала сценарий взятия Донецка, сообщил советник президента Петра Порошенко Юрий Луценко. Он признал, что военное руководство допустило ошибку, позволив ополченцам передислоцироваться в крупные города, где ведение боевых действий сопряжено с рисками для мирного населения. Но Киев, по словам Луценко, нашел выход. Хотя план по понятным причинам держится в секрете, украинская сторона говорит о близкой победе над военными формированиями самопровозглашенных ЛНР и ДНР.
«Взятие столицы Донбасса будет означать 90% победы. Нельзя будет говорить о каких-то «республиках», когда столица края будет не в их руках», – пояснил советник украинского президента. В Киеве сейчас называют разные сроки завершения активной фазы антитеррористической операции. Одни чиновники считают, что война завершится к концу текущего месяца, примерно ко Дню независимости Украины. Другие говорят, что очаги сепаратизма будут подавлены в течение осени.
Министр обороны Валерий Гелетей отметил, что украинская сторона взяла под контроль три четверти территории, которая ранее находилась под управлением самопровозглашенных республик. Однако в ночь на понедельник позиции украинских военных около 40 раз подверглись атакам.
На подступах к Донецку сложилась непростая ситуация: с юго-востока участники антитеррористической операции зашли со стороны границы с Россией, но остановились на линии занятых на прошлой неделе населенных пунктов Новый Свет – Иловайск. Дальнейшее продвижение, по словам военных экспертов, зависит от ситуации на западе и севере от Донецка, где продолжаются бои. Зугрес, Макеевка, Харцизск пока не взяты украинскими силовиками, а поэтому их победа в Шахтерске, находящемся между названными населенными пунктами и Луганской областью, выглядит неустойчивой. Кроме того, ополченцы укрепились в соседнем Енакиеве (в Луганской области опорным пунктом ополченцев по этой линии – в направлении от Донецка и Луганска к российской границе – стал город Стаханов). К вечеру воскресенья силы антитеррористической операции несколько укрепили свои позиции, заняв город Ясиноватая между Харцизском и Енакиево. Продолжались обстрелы Горловки.
Спикер Совета нацбезопасности и обороны Андрей Лысенко заявил, что победа в Ясиноватой принципиально важна, поскольку город является узлом железнодорожного сообщения в регионе. Он также отметил, что украинские силовики «охватили Донецк с севера», перекрыв ополченцам канал поставок оружия и техники через территорию Луганской области.
Один из военных экспертов сказал «НГ», что в некоторых районах силы антитеррористической операции уже могли бы войти в Донецк, но без четкого продуманного плана не станут этого делать. «С западной стороны боевики сделали вид, что сдают Красногоровку, Марьинку, другие пригороды, чтобы заманить наших ребят на окраины Донецка. Понятно, зачем это делается», – сказал эксперт.
Счет погибших и раненых, включая жертвы среди мирного населения, ежедневно идет на десятки, если не сотни, но достоверной информации нет. Неизвестно, что происходит в черте Донецка и Луганска, где каждый день слышны взрывы и выстрелы. Украинские СМИ получают информацию от граждан, которые только теперь решили воспользоваться гуманитарными коридорами, чтобы покинуть города. Однако объективность личных впечатлений может быть поставлена под сомнение. Официальные городские власти, давно не контролирующие ситуацию, уже несколько дней говорят о гуманитарной катастрофе. Особенно тяжелая ситуация, видимо, складывается в Луганске, где нет электричества, воды, продуктов.
Несмотря на ситуацию, на месте крушения пассажирского «Боинга» продолжают работать международные эксперты. К понедельнику они осмотрели примерно пятую часть территории, на которой разбросаны обломки. Найденные останки жертв были отправлены в Харьков, откуда вчера вылетел очередной спецрейс в Нидерланды. Вещи погибших пассажиров, собранные ополченцами в первые дни после авиакатастрофы, остаются в Торезе. Переговоры об их передаче международным экспертам продвигаются сложно.
Ранее стало известно, что обломки самолета подверглись умышленной деформации уже на земле. Кроме того, фрагменты перемещались, что затрудняет установление причины авиакатастрофы. Части фюзеляжа разбившегося самолета были обнаружены на одном из блокпостов: украинская сторона заявляет, что ополченцы использовали их в качестве материала для строительства баррикад.
Поскольку в последнее время международная миссия на месте авиакатастрофы подвергалась обстрелам, вчера в зону должны были прибыть малайзийские полицейские, допуск которых одобрила Верховная Рада. Не исключено, что вскоре к охране экспертов привлекут и вооруженных полицейских из тех стран, граждане которых погибли в авиакатастрофе. В частности, речь идет о допуске австралийских полицейских.
В момент сдачи номера в печать стало известно, что ополченцы заблокировали автомобили с экспертами, снова не позволив миссии продолжить работу. Эту информацию распространила пресс-служба украинской госкомиссии по расследованию катастрофы самолета и подтвердил офис ОБСЕ. В Киеве считают, что, если ситуация не изменится в ближайшие дни, Запад должен будет реагировать более жестко.
Глава МВД Украины Арсен Аваков сообщил, что Европа и США вынуждены будут перейти к полномасштабной военно-технической помощи Украине. «Вопрос стоит очень остро – о риске перерастания конфликта на востоке Украины в третью мировую. Именно поэтому столь осторожны дипломаты и страны НАТО», – пояснил он. Но если дипломатические усилия и экономические санкции не дадут результата, то, по мнению Авакова, Европа и США должны будут действовать: «Сначала поставки техники, потом привлечение военных подразделений НАТО».
Как ранее стало известно, США в ближайшее время поставят украинским участникам антитеррористической операции военное снаряжение стоимостью 8 млн долл.: бронетранспортеры, грузовые и патрульные автомобили, а также средства слежения и защиты. О поставках вооружений речи пока не идет. Кроме того, в Киеве со ссылкой на пресс-секретаря оборонного ведомства США, адмирала Джона Кирби сообщают, что Пентагон подготовил план обучения американскими специалистами сил Нацгвардии Украины. Что касается НАТО, то специальные программы помощи Киеву не рассматриваются. Но генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил французским СМИ, что Россия поддерживает сепаратистов на востоке Украины, а это меняет ситуацию в сфере мировой и европейской безопасности. И требует реакции Запада.
Пока в Брюсселе и Вашингтоне спорят о мерах, связанных с ситуацией в Донецкой и Луганской областях, точки нестабильности появляются в других регионах Украины. Продолжается волна телефонного терроризма в городах на западе и в центре страны. Снова неспокойно в Харькове: в ночь на воскресенье из огнеметов был обстрелян расположенный в черте города бронетанковый завод – по счастливой случайности никто не пострадал. К вечеру того же дня в центре города собралось два немногочисленных митинга: несколько сот людей с одной стороны протестовали против сепаратизма и выступали за территориальную целостность Украины. Такое же количество горожан выступило с требованиями к украинской власти прекратить антитеррористическую операцию на востоке. После того как митинги прекратились, из огнемета был обстрелян Харьковский областной военкомат. Местные жители утверждают, что слышали автоматные очереди. Милиция расследует ЧП как теракт.
В Украине все чаще говорят о возможности открытой войны с Россией. Представитель Совета нацбезопасности и обороны Андрей Лысенко заметил в интервью одному из телеканалов, что развитие событий будет зависеть от успехов украинской антитеррористической операции. По его словам, как только Украина нейтрализует сепаратистов и террористов, Россия перестанет вмешиваться в ситуацию на востоке. Комментируя количество и состав российских войск в приграничных районах, Лысенко отметил: «Войска накапливаются вдоль границы. Это не означает, что идет полная подготовка к широкомасштабному вторжению на территорию Украины. Россияне хорошо понимают, что та армия, которая сейчас принимает участие в антитеррористической операции, – это уже не та армия, которая была 10 и 15 лет назад. И по вооружению, и по возможностям. Это уже люди, которые имеют реальный боевой опыт, волю к победе».
Киев