Наблюдатели ОБСЕ прибыли в Ростовскую область на границу с Украиной. Фото РИА Новости
Украинская власть и представители самопровозглашенных ЛНР и ДНР обменялись заявлениями о готовности прекратить огонь. Сегодня в Минске могут обсуждаться вопросы, связанные с очередностью действий. Украинская сторона настаивает на том, чтобы ополченцы в первую очередь освободили всех заложников и пленных, а также перестали обстреливать 20-километровую зону вокруг места падения пассажирского «Боинга». Хотя на заседании контактной группы речь пойдет о мирном урегулировании, в Киеве с недоверием относятся к обещаниям ЛНР и ДНР, лидеры которых не контролируют все военизированные формирования в регионе.
Вчера в Ростовской области, на пограничных пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк», начала работу миссия ОБСЕ. Ее руководитель Поль Пикар сообщил журналистам: «Наш мандат – наблюдение за работой двух пунктов пропуска».
До установления контроля над всей линией украино-российской границы еще далеко. Стороны обмениваются обвинениями в обстрелах прилегающих территорий через границу. В Киеве утверждают, что по Ростовской области бьют с украинской территории ополченцы, чтобы вызвать ответный огонь, который ведется прицельно по позициям украинских военных.
Если ОБСЕ будет мониторить ситуацию точечно (возможно, сегодня решится вопрос о контроле миссии над режимом прекращения огня в зоне авиакатастрофы), то Пентагон отслеживает происходящее в Донецкой и Луганской областях с помощью спутников. И обвиняет Россию в прицельных обстрелах украинских военных и в поставках оружия через границу. Во вторник госсекретарь США Джон Керри в ходе встречи с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным заявил: «Мы это видим, и этому есть четкие доказательства. Сейчас у нас есть доказательства артиллерийского и ракетного огня из России по Украине. И когда россияне говорят, что они хотят деэскалации конфликта, их действия не демонстрируют, что они действительно имеют желание покончить с насилием и кровопролитием».
Керри, собирающийся в скором времени посетить Киев, после общения с Климкиным подтвердил, что Украина готова к прекращению огня. Глава украинского МИДа, выступая перед журналистами, напомнил, что это предусмотрено мирным планом президента Петра Порошенко. «Сейчас очень важно прекращение огня обеими сторонами конфликта и восстановление территориальной целостности Украины. Нам необходим критический прогресс: как можно скорее должны быть освобождены заложники. А наблюдатели ОБСЕ – начать работу в зоне конфликта с первых минут прекращения огня», – сказал украинский министр.
В тот же день поздно вечером называющий себя вице-премьером представитель самопровозглашенной Донецкой народной республики Андрей Пургин собрал журналистов, чтобы сделать заявление: «Руководство ДНР и ЛНР готово к переговорам... Подтверждаю готовность обеспечить безопасность голландских и австралийских экспертов для беспрепятственной работы на месте крушения «Боинга».
Вчера миссия иностранных экспертов снова не смогла подойти к месту падения «Боинга». Ополченцы, обещая не препятствовать работе миссии, обстреливали зону. В среду спикер информцентра Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Лысенко сообщил, что за последние дни по периметру места крушения самолета была установлена тяжелая артиллерия, а подходы к территории были заминированы: «Это делает невозможной работу экспертов, которые пытаются установить причины падения «Боинга».
Пургин не прокомментировал действия ополченцев, но обвинил украинскую армию в применении ракетных систем «Град», фосфорных зарядов и кассетных бомб. Подтверждений его словам нет. Кроме того, Пургин заявил, что несколько дней назад власть самопровозглашенной ДНР заявила о готовности в одностороннем порядке прекратить бои и начать переговоры. Он не уточнил, кто, когда, где и кому сделал такое предложение.
Источники «НГ» в Киеве уверенно заявили, что ни о чем подобном ни власть, ни представители ОБСЕ не слышали. Более того, предпринимавшиеся контактной группой (за несколько дней до авиакатастрофы и сразу после нее) попытки поговорить с лидерами самопровозглашенных ЛНР и ДНР в режиме видеоконференции потерпели фиаско: руководители ополченцев отказались идти на контакт.
Украинский политолог Тарас Березовец считает, что сегодня в Минске представители ЛНР и ДНР не могут сесть за стол переговоров: «Кроме всех прочих подозрений и обвинений еще нет окончательного ответа на вопрос о причинах авиакатастрофы». Он отметил, что украинская сторона могла бы вести отдельный диалог с лидерами ЛНР и ДНР, но по двум пунктам: немедленное освобождение заложников и прекращение огня так называемыми ополченцами с одновременным возвращением наемников и добровольцев на родину.
«То, что сейчас говорит Пургин, свидетельствует о слабости. Украинские войска окружили террористов и шаг за шагом сжимают кольца. Лидеры самопровозглашенных республик – Бородай, Бес, Стрелок – все сбежали. Россия, которой грозит третий этап санкций, готова сдать тех, кто поднимал триколор на востоке Украины. Если бы Запад согласился признать, что самолет сбили ополченцы, и закрыть глаза на то, откуда у них появились мощные ракетные комплексы, Россия не стала бы их защищать. Их готовность к переговорам – слабость и страх. Но атмосфера в лагере террористов на востоке еще не означает, что российские силы, нацеленные «образумить Украину», отказались от планов. Оружие и техника поставляются через границу, обстрелы продолжаются, российские войска накапливаются у наших границ. Если российское руководство будет загнано в угол, они могут ударить по Украине. Вероятность этого сценария высока», – считает политолог.
В Киеве обсуждается возможность открытой войны. Эксперты и политики предполагают, что она может начаться в конце августа-сентябре, когда западные санкции начнут действовать, а вероятное назначение даты досрочных выборов Верховной Рады (как завершения переформатирования власти и окончательное закрепление евроинтеграционного курса) сыграет роль мощного раздражителя.
Говорят и о том, что даже прекращение военных действий на востоке не приведет к окончательному установлению мира. Зампредседателя Службы безопасности Украины Виктор Ягун в эфире «5 канала» заявил, что Украине придется жить в условиях постоянной угрозы терактов. Он сообщил, что СБУ разоблачила диверсионные группы в Днепропетровске, Херсоне, Запорожье, Одессе, Харькове и Киеве.
Украинская сторона не ожидает прорыва от сегодняшнего заседания контактной группы. «Нельзя исключить, что готовность той стороны к переговорам – очередная хитрость. В июне, когда ЕС собрался рассмотреть вопрос о третьем пакете санкций, наши противники дружно закричали о перемирии и сели за стол переговоров. Украина на 10 дней прекратила огонь, Европа отложила вопрос о санкциях, ЛНР и ДНР дали клятвы в присутствии послов России и ОБСЕ. Но тут же продолжили стрелять (за время провозглашенного перемирия погибли около 30 украинских военнослужащих, был сбит украинский вертолет), а также использовали прекращение огня с украинской стороны для перегруппировки своих сил и усиления боевых позиций. После того «перемирия» в Донбассе появились «Буки». Не исключено, что и сейчас им нужны переговоры и режим прекращения огня, чтобы подготовиться к новым боям», – сказал «НГ» один из военных экспертов.
По данным украинской стороны, за последние сутки ополченцы проводили перегруппировку сил в районе Луганска, Первомайска, Алчевска, Стаханова, а также пытались вернуть утраченные позиции в районе Донецка и Горловки. Они обстреливали населенные пункты в окрестностях, чтобы не подпустить силы антитеррористической операции.
Военные сообщили, что в районе Дубровки Донецкой области группа ополченцев при поддержке зашедших ночью с российской территории семи танков атаковала позиции сил антитеррористической операции.
Спикер антитеррористической операции Владислав Селезнев сообщил, что российская авиация продолжает нарушать государственную границу Украины: «Порой самолеты уходили в глубь территории Украины на расстояние до 50 км, перемещались в том числе и над городом Луганском». Он не исключил возможность провокаций, напомнив о событиях 15 июля в Снежном, по которому был нанесен авиаудар. «В очередной раз напоминаем, что силы АТО четко выполняют приказ Верховного главнокомандующего ВС Украины по запрещению ведения огня артиллерии и авиации по жилым районам и местам, где проживает мирное население региона», – подчеркнул Селезнев.
Вчера продолжились бои за Горловку, где расположен химзавод «Стирол». Как выяснилось, зафиксированные накануне клубы дыма над городом стали следствием пожаров после минометного удара по центру города. Украинская сторона обвинила в этом ополченцев. С какой целью они стреляли – неизвестно.
Президент Украины Петр Порошенко подтвердил, что во вторник Горловка была окружена и что украинские силовики отрезали ополченцам пути сообщения с Донецком. Учитывая тот факт, что в городе остались мирные жители, а через заминированный завод «Стирол» проходит аммиакопровод из Тольятти в Одессу, авария на котором может угрожать жизни всего живого, Порошенко заявил: «Мы не применяем артиллерию и авиацию. В этой ситуации мы задействуем другие методы – диверсионной, разведывательной работы, чтобы выдавить боевиков из города».
Киев