На фото министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Фото Reuters
Вчера в Киев прилетел с экстренным визитом министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Решение о необходимости личной встречи было принято накануне в ходе телефонного разговора президента Украины Петра Порошенко с польским премьером Дональдом Туском. Стороны решили не по телефону уточнить позиции европейского «клуба друзей Украины» к сегодняшнему заседанию Европейского cовета. Киев готовился представить доказательства причастности России к дестабилизации ситуации в Донбассе.
Украинская сторона пошла навстречу требованию Германии и других партнеров Российской Федерации о проведении переговоров с лидерами ЛНР и ДНР.
Вчера к вечеру должна была состояться видеоконференция при участии представителей Украины, России, ОБСЕ и самопровозглашенных республик. Об этом ранее сообщил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Он отметил, что договоренность об этом была достигнута на уровне глав МИД Украины, Германии, Франции, а также главы администрации президента России.
В Украине резко негативно относятся к идее переговоров с теми, кого официально признали террористами. Но власть уступила – после того, как информагентства передали новость, что идею поддержала после встречи с Владимиром Путиным канцлер Германии Ангела Меркель.
В понедельник Петр Порошенко провел с Ангелой Меркель телефонный разговор, по итогам которого пресс-служба украинского президента сообщила: «Канцлер сделала акцент на неверном толковании высказывания относительно прямых переговоров с сепаратистами и выразила приверженность идее консультаций трехсторонней контактной группы (Украина–Россия–ОБСЕ. – «НГ»)».
Источник «НГ» в дипломатических кругах вчера отметил, что лидеры самопровозглашенных республик все же были приглашены к разговору. Россию должен был представлять посол Михаил Зурабов, Украину – второй президент Леонид Кучма. Участие лидера движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, роль которого на предыдущем этапе переговоров так и не была установлена, на сей раз не планировалось. При этом украинский МИД не имел отношения к организации видеоконференции.
«То, что планируется, – только предварительные консультации относительно организации реальных переговоров. Нужно обсудить время и место заседания контактной группы, на котором может быть решен вопрос о двустороннем прекращении огня. Но есть обоснованные сомнения, что ЛНР и ДНР готовы сложить оружие, как и в том, что российская сторона готова перестать поддерживать террористов», – сказал собеседник «НГ». Он опроверг информацию о том, что Киев согласился на переговоры под давлением Германии и Франции, которые, как считается, разделяют позицию России.
На прошлой неделе глава МИД Украины Павел Климкин в интервью одному из российских СМИ заявил, что представители самопровозглашенных республик категорически отказывались от участия в консультациях и требовали проводить переговоры только в Донецке. Украинская сторона и ОБСЕ сочли город, контролируемый так называемыми ополченцами, среди которых есть совершенно разные группы, небезопасным для встречи.
Ситуация на востоке в последние дни становилась все более напряженной. В Донецке и Луганске продолжались перестрелки и звучали взрывы, гибли мирные жители. Информация была противоречивой.
На этой неделе произошли три инцидента, в которых Киев обвинил не ополченцев, а заподозрил российскую сторону. В понедельник вечером в Луганской области был сбит украинский военно-транспортный самолет Ан-26, летевший на высоте, недосягаемой для тех видов вооружений, которыми располагают ополченцы. В украинских новостях прозвучало предположение, что ракета была выпущена с российской территории (из нового наземного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь»), или, возможно, с российского самолета (самонаводящаяся ракета Х-24 класса «воздух–воздух»).
Вчера продолжалось расследование. Было известно, что экипаж успел катапультироваться, военные установили связь с двумя из восьми находившихся на борту летчиков. Во второй половине дня глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко на пресс-конференции сообщил, что у Киева есть неопровержимые доказательства причастности России к удару по украинскому самолету.
Утром во вторник стало известно об авиаударе по поселку Снежное Донецкой области. Минобороны Украины заявило, что после крушения АН-26 украинская военная авиация вылетов не совершала. Спикер Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Лысенко на брифинге заявил: «Со вчерашнего дня (с начала поисково-спасательной операции, направленной на поиски украинских летчиков со сбитого Ан-26. – «НГ») самолеты Вооруженных сил Украины не осуществили ни одного вылета». Руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук сделал предположение: «Данный авиаудар не мог быть нанесен авиацией украинских вооруженных сил. По нашим данным, террористы не имеют в своем распоряжении авиатехники, способной выполнять боевые задачи. Таким образом, авиаудар по Снежному могла нанести только российская авиация».
Кроме того, Андрей Лысенко заявил, что с территории РФ стреляли по украинским пограничникам. В Киеве не решались прямо обвинить Россию в военной агрессии. Но планировали на сегодняшнем заседании Европейского совета обнародовать доказательства фактов поставок ополченцам с российской территории оружия и военной техники. Замсекретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины, ранее исполнявший обязанности министра обороны, Михаил Коваль в прямом эфире политического ток-шоу заявил, что «Украина стоит на пороге широкомасштабной агрессии со стороны нашего северного соседа». Он рассказал о российских войсках, которые стягиваются к границам Украины по линии «от Чернигова до Новоазовска». Военные эксперты озвучивали разные предположения: от угрозы открытой войны, которая может начаться с попытки России ввести войска под видом миротворческих сил, до чисто декоративной функции российских войск на украинских границах, которые могут выполнять роль поддерживающего фактора для ополченцев.
Военный эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник допустил, что никто не знает, как будет развиваться ситуация. Но отметил: «Ключевым фактором остается позиция России. Пока у нее будет возможность и желание пропускать боевиков, оружие, технику, военных, говорить об урегулировании ситуации нельзя. Россию можно заставить (закрыть границы. – «НГ») решительными действиями Украины и мощной поддержкой Запада».
На сегодня поддержку Киеву готовы оказать США и партнеры Вашингтона в Европе, первую скрипку среди которых играет Польша. В эти дни Порошенко обсуждал с польскими лидерами вопрос создания в ближайшее время специальной украинско-польско-литовской военной бригады, которая будет направлена в зону проведения антитеррористической операции. Вчера в Киеве этот вопрос оценили как важный символический жест. Но некоторые политики видели в этом решении начало реализации новых оборонных планов. Некоторые эксперты в Киеве предполагали, что Россия отреагирует на эту инициативу усиленной помощью самопровозглашенным ДНР и ЛНР. И отмечали, что на этом фоне переговоры о мирном урегулировании заранее обречены на провал.
Киев