Александр Лукашенко уже 20 лет за рулем – страны. Фото с официального сайта президента Белоруссии
Вчера МИД Белоруссии заявил, что не считает исключение восьми человек из черного списка невъездных в ЕС шагом навстречу со стороны Брюсселя. Официальный Минск продолжает настаивать – любые санкции контрпродуктивны.
«Мы не считаем необходимым комментировать данное решение Совета ЕС. Наша позиция известна, она не изменялась, и речь должна идти о полной отмене санкций», – заявил вчера журналистам во время еженедельного брифинга пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. «Отношение Беларуси к санкциям, к односторонним принудительным мерам известно. Мы исходим из контрпродуктивности санкций и неприемлемости их использования как инструмента международной политики», – сказал он, касаясь темы санкций ЕС в отношении ряда граждан России и Украины, о введении которых было заявлено накануне.
Как сообщалось, днем ранее ЕС опубликовал обновленный список белорусских высокопоставленных лиц, на которых распространяются визовые санкции в связи с причастностью к нарушениям прав человека. В результате обновления из списка исчезло восемь фамилий, а добавилась одна. Исключили в основном тех, кто уже покинул свои должности. Добавлен судья Шкловского районного суда Виталий Волков. Права человека он нарушил, когда перевел экс-кандидата в президенты Николая Статкевича в тюрьму закрытого типа в Могилеве из Шкловской исправительной колонии в январе 2012 года. «Данное решение привело к нарушению прав Статкевича, в том числе лишению сна и угрозе здоровью», – уточнили европейские чиновники в официальном комментарии.
Напомним, что не так давно из тюрьмы по амнистии был освобожден один из знаковых политзаключенных, правозащитник Алесь Беляцкий. Политически активная общественность ожидала, что ЕС сделает какой-то одобрительный жест в сторону Минска. Поэтому первой реакцией экспертов на сообщение о сокращении черного списка была попытка связать эти события. Однако чиновники ЕС поспешили сообщить, что это была чисто техническая процедура, которая никак не связана с некими изменениями в отношениях. «Решение об исключении этих лиц не отражает какого-либо изменения в политике ЕС по отношению к Беларуси, как она изложена в выводах Совета ЕС от 15 октября 2012 года: ЕС продолжает политику критического взаимодействия с Беларусью, включая политику ограничительных мер, с тем, чтобы способствовать соблюдению прав человека, верховенству закона и демократических принципов в Беларуси», – заявил глава департамента политики, информации и прессы представительства ЕС в Белоруссии Рудольф Ришар.
Не демонстрировал оптимизма и официальный Минск. «Мы реально смотрим на ситуацию. И мы знаем, что даже если бы мы освободили тех, кого они называют «политические заключенные», то к Беларуси завтра будут предъявлены новые претензии», – заявил по этому поводу министр иностранных дел республики.
В экспертной среде находят объективное объяснение такому положению вещей. «Украинский кризис и другие действительно значимые международные вызовы и вовсе отодвинули Беларусь на глухую периферию европейской повестки дня», – считает политический обозреватель Артем Шрайбман. «Если бы страна располагалась на другом континенте, то не увидела бы даже ежегодных автоматических резолюций в свой адрес и рутинных заявлений с одобрением или осуждением того или иного жеста», – полагает он.
Как ранее писала «НГ», ссылаясь на мнение местных аналитиков, официальные представители, вероятнее всего, кривят душой. В частности, президенту Александру Лукашенко хотелось бы избавиться от статуса изгоя. То, с каким удовольствием он недавно сообщил, что с ним на Западе уже здороваются, не ускользнуло от внимательного взгляда местных наблюдателей. Как и его счастливое от соседства с великими мира сего лицо во время инаугурации президента Украины Петра Порошенко. Однако сторонам пока нечем похвастаться, поэтому до появления реальных результатов диалог Минск–Брюссель, вероятно, будет непубличным. «НГ» писала, что европейские источники заявляют о новой фазе в отношениях – подготовке к диалогу. Вчера Дмитрий Мирончик подтвердил, что 8–10 июля в Брюсселе состоялся второй раунд переговоров по вопросам модернизации. Для этого туда отправилась белорусская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Еленой Купчиной. Пресс-секретарь подчеркнул, что обсуждаются те вопросы, которые считает актуальными официальный Минск, – торговля, инвестиции, энергетика, транспорт и т.п. То есть никаких прав человека.
Однако информированные источники в ЕС утверждают, что все это имитация бурной деятельности и Европа вовсе не собирается отступать от своих политических условий – освобождения политзаключенных и главенства демократии. Это, в свою очередь, означает, что при нынешней власти принципиальных изменений ждать не стоит. Александру Лукашенко, который, кстати, в эти дни празднует 20-летие пребывания у власти, чужды демократические идеалы и рыночные подходы в экономике. Как иностранные продукты Лукашенко «в рот не лезут», о чем он рассказывал, призывая экономить после трехкратной девальвации, так зарубежное мировоззрение чуждо его сознанию, с горечью констатируют эксперты.
Минск