Президент США Дональд Трамп и министр торговли США Говард Лютник во время выступления Трампа 2 апреля, на котором было объявлено о введении пошлин против 180 стран. Фото Reuters
Многие по всему миру вздохнули с облегчением, когда Дональд Трамп приостановил на 90 дней введение высоких пошлин на импорт – от 20 до 50% – против десятка стран. Но радоваться этому не стоит.
Во-первых, Трамп все равно оставил минимальный 10-процентный тариф для 180 стран, а также сохранил отдельную 25-процентную пошлину на иностранные машины, сталь и алюминий.
Во-вторых, он повысил пошлину до 145% против самого крупного импортера мира – Китая, который ответил аналогичными тарифами против США. В результате почти гарантированно торговая война такого масштаба между первой и второй экономиками мира приведет к глобальной рецессии, и уж тогда никому мало не покажется.
В-третьих, есть большая вероятность, что после 90-дневной паузы Трамп, который искренне считает пошлины панацеей от всех торговых проблем США, все-таки возобновит на долгий срок высокие пошлины против десятка стран, что, безусловно, усугубит глобальную рецессию.
Как объяснить это странное влечение Трампа к пошлинам? Ведь он, как известно, окончил Уортонскую школу бизнеса Пенсильванского университета, одного из самых престижных вузов в США.
Со времен Адама Смита – 300 лет назад – каждый уважающий себя экономист понимает, что введение широкомасштабных, высоких пошлин имеет крайне негативные последствия не только для той страны, которая применяет такие пошлины, но и для тех стран, против которых пошлины были применены. Это аксиома. И Трампу не надо далеко ходить за примером в историю самой Америки. В 1930 году США ввели крупные пошлины против импортеров законом Смута–Хоули. Это значительно усугубило начавшуюся за год до этого Великую депрессию и нанесло урон экономике других стран.
Но его самым нелепым заблуждением является то, что, применяя пошлины против других стран, он сможет создать автаркию в США, при которой «Америка сама будет производить все, что ей надо».
Очевидно, что мечту Трампа – создание процветающего американского «чучхе» – в принципе невозможно реализовать. Так или иначе, США всегда будут зависеть от большого количества импортных товаров, так как слишком дорого их производить в самой Америке.
Наиболее яркий пример – Apple. Даже если Apple смогла бы – теоретически – полностью производить свои iPhone в США, то один телефон, который состоит более чем из 1000 компонентов, приобретенных во многих странах, стоил бы 3500 долл. вместо сегодняшних 1000, согласно докладу Wedbush. И стало возможным производить эти телефоны в 3,5 раза дешевле благодаря тому, что они изготавливаются в Китае и Индии. Можно найти тысячи других схожих примеров, когда абсолютно нецелесообразно, а то и невозможно производить товары в США.
И на этом же основании изначально возникла глобализация как способ максимизировать эффективность производства. Глобализация действительно показала давно, что она исправно служит двигателем экономического роста как в США, так и по всему миру.
Да, конечно, глобализация наносила урон определенной категории американского рабочего класса, чьи рабочие места были ликвидированы. Но вместе с тем есть гораздо больше плюсов глобализации. Прежде всего долголетний поток большого количества дешевых импортных товаров для американских потребителей.
Предприятиям также выгодно, когда дешевые импортные компоненты, необходимые для производства, беспрепятственно приходят на американский рынок. Свободная торговля и глобализация играли ключевую роль в процветании таких сегментов США, как финансовые услуги, кино- и музыкальная индустрия, самолетостроение, автопром, военная техника и высокие технологии. Неслучайно 9 из 10 самых крупных компаний всего мира (по рыночной капитализации) – американские.
Так что Америка, безусловно, является одним из самых больших выгодоприобретателей глобализации. А если посмотреть шире, то благодаря глобализации мировая торговля и уровень жизни для огромного количества людей во всем мире значительно выросли за последние 70 лет. Только в одном Китае 800 млн китайцев были выведены из категории нищих за последние 40 лет.
Тем не менее Трамп намерен уничтожить фундамент глобализации. Как ни парадоксально, нынешний президент США – «республиканец» – реализует мечту всех радикально левых антиглобалистов, которые известны своими громкими протестами при каждом саммите G7 и форуме в Давосе. Рональд Рейган, который был настоящим республиканцем и неумолимым борцом за свободную торговлю, очень возмутился бы, если бы увидел, как Трамп грубо и безрассудно злоупотребляет пошлинами.
Трамп крайне наивно полагает, что, введя пошлины, сможет заставить иностранные компании построить новые заводы в США или убедить американские компании, которые давно перевели свои производства в страны, где можно гораздо дешевле производить товары, вернуться в Америку. Но подавляющему большинству этих компаний совершенно невыгодно это делать. Поэтому они скорее всего просто переждут следующие четыре года в надежде, что следующий президент США отменит эти пошлины.
Идея-фикс пошлин Трампа совпадает с его зацикленностью на больших торговых дефицитах США с почти 100 странами мира.
Президент считает, что если страны имеют торговый профицит с США, то они тем самым «крадут» у американцев их благосостояние. «Десятилетия другие страны – как дружеские, так и недружеские – грабили, мародерствовали и насиловали США! – заявил Трамп 2 апреля, когда он объявил о введении пошлин против более 180 стран. – Они крали у Америки рабочие места, но благодаря введенным мной пошлинам новые заводы будут построены в США!»
Но Дональд Трамп не понимает, что есть объективная и веская причина, почему в большинстве случаев эти дефициты образовались: другие страны просто более конкурентоспособны в производстве многих потребительских товаров, на которые есть огромный спрос в США. Как раз гигантский потребительский рынок США, который оценивается в 18,8 трлн долл., является самым крупным в мире. Отсюда и появляются большие американские торговые дефициты!
Мало того, вопреки утверждениям Трампа, торговые дефициты не являются катастрофой для США. Тем не менее президент настаивает на том, что надо их срочно «удалить», применяя свою любимую волшебную палочку – пошлины против ведущих экспортирующих стран.
Более того, Трамп реально считает, что пошлины являются богатым источником государственных доходов. Введение пошлин – это самоцель для него, а не просто инструмент шантажа. Он считает, что государственная казна может получить дополнительные «шальные» 600 млрд долл. в год благодаря сбору этих тарифов. По его мнению, такие оплаты являются «вступительным взносом», чтобы иметь «привилегию» продавать товары на сверхбогатом американском рынке.
Однако платить эти «вступительные взносы» будут не иностранные экспортеры, как утверждает Трамп, а американские потребители и бизнес. На самом деле это будет одним из самых высоких налогов для американцев за всю историю США, что приведет к повышению инфляции, спаду экономического роста, увеличению безработицы и крупным потерям на фондовых рынках. Именно так Трамп хочет «сделать Америку снова великой»?
И иностранные экспортеры также будут расплачиваться за введенные Трампом пошлины в виде снижения объема своего экспорта в США. В итоге весь мир будет страдать в той или иной степени от тарифной политики Трампа.
А самое важное для России – мировая рецессия неизбежно приведет к снижению цен на нефть. Показательно, что цена на нефть Urals уже упала до 48 долл. за баррель, что на 46% ниже той цены (70 долл.), которая заложена в федеральный бюджет на 2025 год.
Проблема в том, что глобальная торговая война Трампа, вероятнее всего, будет длиться долго – особенно между США и Китаем. И чем дольше затянется мировая рецессия, тем сильнее упадет цена на нефть, что затруднит Российскому государству финансировать свои ключевые программы, начиная с военного бюджета и заканчивая важными инфраструктурными и социальными проектами.
Получается, что торговая война, которую Трамп развязал, может оказаться самой вредоносной «санкцией» против РФ – более тяжелой, чем все остальные введенные санкции, вместе взятые.
Но нет худа без добра для России, Китая, Европы и многих других стран. Крайне радикальный протекционистский национализм Трампа покажет в очередной раз, что США при нынешнем президенте являются абсолютно непредсказуемым, безрассудным и ненадежным партнером. И это еще сильнее подтолкнет все страны в той или иной степени искать альтернативу США.
В результате Трамп, который так усердно искал свой вариант северокорейского «чучхе», сможет его и получить. Но только в том же северокорейском варианте.