Киевские супермаркеты несут убытки – российские товары продавать непатриотично. Фото Украинское Фото/PhotoXPress.ru
В Украине ширится движение по бойкоту российских товаров. В киевских магазинах покупатели, общающиеся между собой на русском языке, внимательно изучают упаковки, чтобы, как говорят, «не платить деньги агрессору». Одна из торговых сетей, чтобы освободить сотрудников от необходимости постоянно упорядочивать переворошенные полки, обозначила все товары флажками стран-производителей. Другие не исключают, что вынуждены будут отказаться от российской продукции, спрос на которую в условиях политической вражды между государствами падает.
На одном из рынков в центре Киева женщина, арендующая павильон, отдирает с витрины красочную рекламу «Сделано в России». Объясняет: «Еще разобьют! Мы два года назад открылись, продавали российские конфеты».
Здесь очереди стояли: многие рассказывали детям, как при СССР из Москвы привозили такие же коробки, как радовались, что удалось достать такую вкуснотищу. Сейчас никто не покупает. Заходят разве что всякие – «воспитывают» меня, мол, на врага работаю. С ума все посходили: конфеты стали оружием».
«Оружием» стали и мыло с шампунем, и стиральные порошки, и йогурты: с начала марта, когда изменилась ситуация в Крыму, украинская молодежь через соцсети организовала движение по бойкоту товаров российского производства. Студенты устраивали театрализованные представления на порогах крупных супермаркетов, призывая покупателей поддержать бойкот. Чтобы упростить выбор, активисты всюду напоминали, каким штрих-кодом маркируются российские товары.
Сейчас даже пенсионерки знают набор цифр, который воспринимается как запретительный сигнал. Некоторые кассиры, выдерживая нейтральный тон, обращают внимание покупателя, что он взял упаковку, привезенную из России: «Как хотите. Но вон на той полке есть чай из Англии, у нас специальная акция – даже дешевле, чем российская расфасовка. Хотите – замените, я подожду». Соглашаются не все, но и скандалы никто не устраивает: даже русскоязычные украинцы затаили обиду из-за Крыма и обеспокоены ситуацией на юге и востоке страны.
Социолог, директор фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Ирина Бекешкина отметила, что в обществе ухудшается отношение не только к России как государству, но и к российским гражданам, активно поддерживающим действия государства. «Люди не ожидали удара от братского народа. Пусть кабельные сети отключили российские каналы, но есть спутниковое телевидение, Интернет. Все видят сюжеты об угрозе русскоязычным гражданам, но сами граждане этой угрозы не чувствуют. На востоке Украины люди выходят с плакатами «Не надо нас защищать!». Телевидение рассказывает россиянам о разгуливающих по Киеву вооруженных фашистах, но на улицах ничего подобного нет».
Как в России информационная война настраивает людей против украинцев, так и украинцы начинают враждебно относиться к русским, которые называют «фашизмом» восстание народа против преступной власти, отметила Бекешкина. «Мы вскоре увидим, как это отразится в социологии. Но уже сейчас могу сказать – отношения ухудшились и продолжают ухудшаться. По данным последнего опроса, даже в Донецкой и Луганской областях количество желающих выйти из состава Украины и присоединиться к России снизилось с 30% до 14–15%», – сообщила социолог, отметив, что нынешнее ухудшение отношений и взаимное недоверие между народами Украины и России сохранится надолго. Слишком далеко все зашло.
В конце марта движение по бойкоту российских товаров стало заметным. И некоторые российские производители начали подавать заявки на присвоение товарам украинского штрих-кода, сообщила агентству «ЛигаБизнесИнформ» Украинская ассоциация поставщиков торговых сетей. Юрист ассоциации Максим Барчишин пояснил, что это не противоречит украинскому законодательству, поскольку штрих-код может обозначать либо производителя, либо дистрибьютора товаров. На этой неделе молодежь, организовавшаяся через соцсети, пикетировала офис компании GS1, которая отвечает за маркировку товаров. Требовали не маскировать российские товары украинским штрих-кодом. Руководитель GS1 Валентин Оскольский пояснил, что вынужден руководствоваться поданными документами.
Но покупатели обращают внимание в первую очередь на напечатанный на упаковке адрес производства. Продажи товаров, произведенных в России, упали примерно в два раза. Исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко сказала журналистам: «Даже наши европейские компании начинают чувствовать эффект от этой акции. Было замечание от некоторых компаний, которые не являются российскими: они не понимают, почему их продукция, произведенная в России, не покупается в Украине. Они недоумевают по этому поводу, но готовы пересматривать свои бизнес-процессы. Возможно, будут завозить сюда другую продукцию». Международные компании действительно рассматривают возможность завозить в Украину товары со своих предприятий в Польше, подтвердил «НГ» Глеб Вышлинский, замдиректора компании GfK Ukraine, которая исследует настроения потребителей.
Крупнейший украинский ритейлер Fozzy Group, который развивает сети магазинов «Сильпо», «Фора», Fozzy и Le Silpo, недавно заявил, что может снять с продажи российские товары, если спрос на них будет падать. Владельцы других крупных торговых сетей придерживаются такого же мнения, но предпочитают не обнародовать его. В то же время стало известно, что днепропетровская сеть Varus покупает сеть магазинов «Перекресток», которая до сих пор оставалась единственным российским продуктовым ритейлером в Украине.
По слухам, свернуть деятельность могут и некоторые российские банки, зарегистрированные в Украине. Примечательно, что в ходе противостояния в Киеве ни один офис российских банков не пострадал. Не были даже разбиты витрины на Крещатике, где баррикады вплотную примыкали к зданию российского банка. Сейчас украинцы выбирают, в какой банк обратиться, учитывая политическую специфику момента. А во Львове недавно на отделениях российских финучреждений появились аккуратные наклейки: «Банк оккупанта. Никаких сбережений врагу!»
Глеб Вышлинский отметил, что бойкот прослеживается и в культурной сфере: граждане, не являющиеся членами радикальных организаций и правых партий, сейчас готовы срывать гастроли с участием российских актеров и музыкантов, которые поддержали референдум в Крыму. Несколько концертов уже были отменены. Тенденция нарастает во всех сферах украинско-российских отношений.
На межгосударственном уровне Украина и Россия вступили в новый этап торговых войн, который может стать беспрецедентным по масштабам и последствиям. С марта Россия запретила ввозить на свою территорию кондитерскую продукцию Roshen, а с апреля – молочную продукцию и сыры шести крупнейших украинских предприятий. Был заблокирован транзит сахара. Украинская сторона запретила ввоз на свою территорию конфет, сыров и рыбы, поставлявшихся отдельными российскими компаниями. Каждая неделя добавляет новые пункты в черные списки продукции.
Министр финансов Украины Александр Шлапак признал, что доля украинского экспорта в РФ снизилась за последние месяцы с 40% до 17%. И что тенденция скорее всего сохранится. Объем поставок украинской сельскохозяйственной продукции ранее составлял в денежном выражении около 2 млрд долл. в год. Это относительно незначительный показатель при докризисном товарообороте на уровне 45–50 млрд долл.: экспорт товаров из Украины в РФ достигал 23 млрд долл., обратно – 28 млрд долл.
Отрицательное сальдо торговли украинская сторона в последние годы объясняла высокой стоимостью российского газа. Сейчас, когда были отменены две газовые скидки – та, о которой президенты Владимир Путин и Виктор Янукович договорились в декабре, и та, которая была предусмотрена Харьковскими соглашениями о продлении базирования флота в Крыму, – газ для Украины подорожал до рекордного уровня – 480–500 долл. за 1 тыс. куб. м. Киев отказался платить такую цену и не признает счет на более чем 11 млрд долл. в виде недоплаченных таможенных платежей за все четыре года действия Харьковских соглашений.
С 9 апреля украинская сторона перестала закачивать российский газ в хранилища, сообщил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. Он отметил, что создание запасов, необходимых для бесперебойного транзита газа в ЕС осенью–зимой 2014–2015 годов, возобновится, когда стороны договорятся о цене.
Тем временем украинская власть пытается найти в Европе альтернативные источники поставок. Переговоры ведутся с Венгрией, Польшей, Словакией. Руководитель энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский отметил, что в ближайшее время Украина не сможет отказаться от российского газа. Но и России невыгодна новая газовая война, угрожающая сорвать поставки в Европу. «Думаю, кризиса не будет. Стороны сядут за стол переговоров в формате Украина–Россия–ЕС–США. Разрешение проблемы возможно в виде создания трехстороннего газотранспортного консорциума, о котором давно говорят», – отметил эксперт. Он считает, что сейчас пришло время провести реформу «Нафтогаза», чтобы вывести на продажу пакеты акций отдельных компаний. И что это позволит снизить цену на газ для Украины до приемлемого уровня – 270 долл. за 1 тыс. куб. м.
Экономист Института публичной политики Ильдар Газизуллин сказал «НГ», что политический фактор влияет на все сферы украинско-российских экономических отношений. Ситуация усложнится после подписания Украиной соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. «Россия, как и обещала, будет блокировать поставки украинской продукции. Часть предприятий смогут переориентироваться на другие рынки: производители, ранее пострадавшие от торговых войн, уже нашли покупателей в Южной Америке, Азии. Некоторые получат доступ на европейский рынок. Но есть и предприятия тяжелой промышленности, ориентирующиеся только или преимущественно на сотрудничество с Россией», – пояснил он.
Эксперт отметил, что потеря российского рынка стала бы ударом для украинской экономики. Но, с другой стороны, она открыла бы путь к коренным реформам.
Киев