На фото - сотник Самообороны Майдана Владимир Парасюк. Фото Reuters
На фоне хаоса, который в считанные дни создала киевская «революция», стали неактуальными культурологические споры западников и «не-западников». Хаоса, который не просто несет за собой локальное разрушение, но и угрожает самим основам европейской цивилизации XX–XXI века.
В отличие от предыдущей оранжевой революции, бывшей де-факто дворцовым переворотом при активной поддержке Запада, нынешняя «революция» имеет совершенно иную основу. Это спланированный и поддержанный из-за рубежа мятеж «коричневых», профашистских, шовинистических сил, которые составляют в Украине меньшинство, но при этом издавна претендуют на идеологическую и политическую монополию. Евромайдан, начатый из-за спора о так называемой евроинтеграции, очень быстро показал свое истинное радикальное лицо, а также явное стремление выйти из-под опеки евро-американских, украинских покровителей (преследующих прежде всего экономические интересы) и самореализоваться как новый ультраправый политический режим.
Это восстание «из ада» древнего дракона националистической ксенофобии, который, как оказалось, не был убит во время Второй мировой войны. В довоенное время украинские радикалы резали и грабили евреев, а заодно и представителей других национальностей. Во время войны они сотрудничали с фашистами, активно участвовали в чудовищных преступлениях.
Казалось бы, корни насилия были уничтожены в послевоенное время. Однако профашистские силы в ХХI веке вновь подняли голову в Украине под теми же флагами и лозунгами. Под угрозой оказываются не только мирные украинцы, желающие, по большому счету, правового порядка и экономической стабильности в своей стране. И не только «российские интересы» – жизнь и благополучие наших соотечественников. Вопрос стоит о судьбе глобальных ценностей, которые с таким великим трудом были утверждены после самой страшной в истории человечества войны. Ценности отказа от насилия и толерантности, которые в широком смысле касаются защиты всякой уникальной, самоценной человеческой личности.
В послевоенное время антифашизм, отказ от любой ксенофобской идеологии стал особой мировой ценностью. Для Европы он долгие годы был основой всей политической морали. И вот этим глобальным ценностям брошен вызов группой радикалов, обосновавшихся в одной из европейских стран при европейской и американской поддержке.
У Европы и Америки своя судьба. Им не впервой строить хитроумные альянсы и менять маски. В конце концов накануне Второй мировой именно европейские державы готовы были поддержать фашизм и столкнуть его с коммунистическим СССР, лишь бы обезопасить себя.
Россия не может оставаться в стороне, когда происходят подобные события. Наша страна никогда не была агрессором. История всегда отдавала ей роль миротворца-консолидатора, защитника и хранителя пространства на стыке Европы и Азии. Россия чаще принимала удар, чем наносила его сама. Так произошло и во время Великой Отечественной войны, когда именно СССР стал державой, сокрушившей нацизм. Антифашистская роль, роль защитника мира с тех пор закрепилась за нашей страной в сознании ее народа и народов других стран. Возрождение фашизма в Украине, прямая угроза нового насилия под «коричневыми» флагами делают бездействие России морально невозможным. Мы должны и мы можем вновь защитить Европу от призраков прошлого, которые материализуются, обрастают плотью у всех на глазах.
Население Украины – чуть менее 50 млн человек. Из них примерно 18% составляют этнические русские, при этом число русскоговорящих значительно больше (под ними мы подразумеваем тех, кто активно использует русский язык в повседневной жизни). На Юго-Востоке и в Крыму количество наших соотечественников превышает половину населения. При таком этническом составе страны ксенофобские решения киевской хунты, в том числе об отказе от использования русского языка, выглядят пугающе. Учитывая, что на Юго-Восток и в Крым направились «бандеровские» бригады с целью утвердить там свой порядок, угроза насилия в отношении всех, кто говорит на русском языке, становится более чем актуальной.
Защита соотечественников всегда была правом и обязанностью любого государства. Это касается и России, которая не может снять с себя ответственность за судьбу россиян на пространстве бывшего СССР. Если для этого нужно принять предупредительные, сдерживающие меры, в том числе в виде ввода войск, то решение об этом является справедливым и нормальным. Речь идет о сдерживании радикальных сил и о поддержании гражданского мира до установления конституционного порядка легитимными силами государства.
Также одна из задач мер защиты – обеспечение безопасности объектов, представляющих техногенную опасность. В условиях политического хаоса отсутствие контроля за ними чревато вторым Чернобылем, экологической катастрофой.
Прояви Россия пассивность – и на всем евразийском пространстве поднимут голову радикалы и мародеры-грабители всех мастей. Что тогда скажет «толерантная» и респектабельная Европа? Чтобы сдержать этих «драконов», мы сегодня должны дать самый решительный отпор ультраправым силам в Украине. Иного не дано. Не будем забывать 30-е годы, когда Европа и Америка не предприняли никаких усилий для сдерживания экспансии фашизма. Окажи они ему тогда, как предлагал СССР, достойный отпор – и может, не было бы миллионов жертв.
Сегодня же речь идет не просто о сочувствии со стороны западных держав, но об активной помощи профашистским силам. Общеизвестно, что боевые отряды майдана проходили подготовку в Польше и Латвии при непосредственной поддержке США. Американские и европейские деньги подпитывали украинских радикалов. На майдане было замечено множество наемников из западных стран.
При этом американский президент делает резкое заявление о том, что Россия «поплатится» за ввод войск в Украину. Заявление крайне циничное, и не только потому, что американцы активно участвовали в подготовке и осуществлении мятежа, но и потому, что именно в традициях США вмешательство с помощью военной силы в дела других стран. И если Россия в данном случае действует как миротворец и решает сугубо гуманитарные задачи, то американцы проводят свои операции не для защиты мирных людей, а сугубо в экспансионистских целях. «Гуманитарные» акции США всегда сопровождаются бомбардировками и насилием. Режимы, приведенные ими к власти, защищают интересы американских корпораций, а внутри страны развязывают террор.
Двойные стандарты и цинизм остаются, к сожалению, кредо США. Поддерживая радикальные группировки, исповедующие идеологию насилия и тоталитарного господства, американцы каждый раз рискуют безопасностью своей собственной страны и своего собственного народа. Так было 11 сентября 2001 года, когда вышедшие из-под «контроля» радикалы совершили террористическую атаку в самом центре Америки. А сколько жизней унесли операции и «революции» на Ближнем Востоке, приведшие в итоге к колоссальным гуманитарным и экономическим потерям? Относясь цинично, свысока к общечеловеческим ценностям, в том числе поддерживая ультраправых радикалов, американцы вновь запускают бумеранг, который рано или поздно ударит по ним самим и по их европейским союзникам.
В украинских событиях США (уже не в первый раз) перешли моральный рубеж, поставив под сомнение свою цивилизующую роль в Европе. На этот вызов прозвучал достойный и адекватный ответ со стороны России и ее президента. Ответ мирового лидера, взявшего на себя моральную ответственность за защиту ценностей европейского, евразийского, глобального масштаба, а также за судьбу своих соотечественников на постсоветском пространстве.