Столкновения в Киеве переросли в уличные бои. Фото Reuters
Вчера в центре Киева после трехнедельной паузы возобновилось силовое противостояние. Бои начались в нескольких точках в правительственном квартале и к вечеру распространились на весь центр города: люди бросали коктейли молотова в офисы Партии регионов и в отделения милиции, били витрины дорогих бутиков и банков, крушили автомобили премиум-класса. К моменту сдачи номера в печать было известно о сотнях раненых и троих погибших. Но жертв больше: накрытые тела лежали на улицах правительственного квартала. К 18.00 (мск) в связи с угрозой терактов были закрыты все станции метро. СБУ и МВД выступили с совместным заявлением, в котором дали радикалам время на то, чтобы уйти с улиц - до 20.00 (мск), после чего пообещали жесткую зачистку. Расходиться никто не собирался. Через соцсети началась подготовка к массовой мирной акции - митингу на всех улицах центра, которая должна была начаться ночью.
Украинский парламент в течение трех недель пытался договориться о конституционной реформе: временно вернуться к Конституции в редакции 2004 года, чтобы немедленно ограничить полномочия президента. Но поскольку эта редакция основного закона, отмененная Конституционным судом в 2010 году, содержит ряд противоречий, способных парализовать работу любой власти, то депутаты планировали сразу же начать подготовку к утверждению новой Конституции. Партия власти и оппозиция, в целом поддерживая этот план выхода из кризиса, не смогли договориться о формах и сроках реформ.
После двух недель споров, проходивших на фоне тишины на улице, представители правящей Партии регионов поставили под сомнение возможность и необходимость возвращения к Конституции-2004. И предложили, оставив все как есть, готовить новый текст Основного закона, который мог бы быть утвержден примерно к президентским выборам. Оппозиция сочла, что власть взяла курс на затягивание времени в надежде, что майдан разойдется по домам. И предупредила об опасности такого сценария: протестное движение никуда не денется, пока не будут выполнены его требования. Член партии Кличко УДАР Сергей Каплин отметил, что украинцы более 20 лет терпеливо ждали, когда же наконец власть вспомнит о них: «Год за годом политики ведут дискуссии на тему, что и как следует сделать, кто и в каких рамках должен руководить страной. А люди ждали, когда же им дадут жить, не существовать, не выживать, затягивая пояса по призыву неплохо устроившихся чиновников, а жить по-человечески. Взрыв был неизбежен». По мнению политика, нынешняя власть, столкнувшись с волной народного недовольства, решила не реагировать на запрос общества, а «начать войну против собственного народа». Каплин заявил, что партия власти не хочет конституционной реформы, потому что понимает: за ней последуют люстрация и антикоррупционные расследования.
В парламенте ситуация зашла в тупик из-за формальностей. Оппозиция предложила вернуться к Конституции-2004, оформив это решение в виде акта, принятого Верховной Радой. Но юристы правящей партии возразили, что такой вид документа не предусмотрен. Спикер Владимир Рыбак порекомендовал депутатам оформить их предложение в виде постановления Верховной Рады. Когда оформление было завершено, в секретариате парламента отказались регистрировать проект документа. Член Партии регионов Владимир Олийнык заявил, что конституционную реформу нельзя проводить с нарушением процедур, потому что тем самым Верховная Рада создаст опасный прецедент, позволяющий в будущем всем желающим переписывать Конституцию хоть каждую неделю.
Виталий Кличко (в центре) возложил всю
ответственность за события в Украине на президента страны. Фото ИТАР-ТАСС |
Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов добавил, что Верховная Рада не располагает полномочиями, чтобы отменить решение Конституционного суда.
Оппозиция заявила, что Конституционный суд в 2010 году превысил свои полномочия и наделил Виктора Януковича безграничной властью, которую ему не предоставлял народ, поскольку президентские выборы проводились в рамках старой редакции Конституции. Бывший председатель парламента Владимир Литвин считает, что ситуация настолько запуталась, что правовой выход из нее попросту невозможен. «Возможен политический выход, но он априори будет неправовым. Поэтому единственный шанс разрешить кризис мирно – договориться о политико-правовом решении», – сказал он. Политик предложил принять закон, в котором дать четкие ответы на все запросы общества: от формы правления в государстве и принципов формирования правительства до гарантий честного расследования всех преступлений, совершенных против граждан за три месяца противостояния. «Но вместо поиска выхода из ситуации политики из двух противостоящих лагерей втянулись в войну компромиссов», – посетовал Литвин.
Вчера утром выяснилось, что вопрос конституционной реформы вообще не внесен в повестку дня. Поэтому оппозиция заблокировала работу Верховной Рады. Они требовали отложить все другие вопросы, не связанные с выходом из кризиса. В кабинете у спикера Рыбака несколько часов длилось совещание. Судя по словам побывавших на нем депутатов, оппозиция жестко требовала от руководителя парламента выносить на голосование вопрос конституционной реформы, тот изо всех сил стремился избежать такого голосования. К 15 часам (мск) стало известно, что Рыбаку вызвали скорую помощь. Депутат Инна Богословская, покинувшая фракцию партии власти в знак протеста против зверств «Беркута», сказала: «Подскочило давление – у него гипертонический криз. Его подставляют. Рыбак понимает, что отвечает за судьбу страны сейчас, а ничего сделать не может. Он ждет решения президента». По ее словам, такого же решения ждет примерно половина фракции партии власти, готовая поддержать предложение оппозиции о конституционной реформе. Но слова Богословской опровергла член пропрезидентской фракции и советник Януковича Анна Герман: «Рыбак чувствует себя хорошо, сейчас проводит совещание».
Тем временем участники протестного движения, объявившие еще в воскресенье, что проведут демонстрацию под названием «Мирное наступление на власть», заполнили все улицы в правительственном квартале. Точное число людей назвать не представлялось возможным, однако их могло быть более 100 тыс. Войска, ранее находившиеся на Грушевского, в минувшие выходные отошли к зданиям президентской администрации, кабинета министров и парламента. Отступление было связано с перемирием: майдан открыл проезд по улице Грушевского, по всей стране были освобождены захваченные в январе областные госадминистрации, а также здание киевской горгосадминистрации. Но, пойдя на уступки, власть укрепила позиции силовиков: людей в форме стало больше, в центре Киева появились две машины БТР и брандспойты.
Когда демонстранты вошли в правительственный квартал, сразу в нескольких точках завязались драки. Где-то их спровоцировали радикалы в рядах демонстрантов, где-то – наемники-титушки, которые из-за спин бойцов внутренних войск бросали булыжники. Толпа теснила силовиков, те ответили. Снова целились в журналистов и медиков, несмотря даже на то, что врачи-волонтеры майдана оказывали первую помощь всем, в том числе людям в форме. Стреляли резиновыми пулями, распыляли газ, применили водометы, с крыш домов бросали светошумовые гранаты. К гранатам, как и на Грушевского, привязывали острые металлические предметы и болты, что обусловило тяжелые ранения. К моменту сдачи номера в печать среди участников акции было более сотни раненых. Милиция сообщала о десятке пострадавших силовиков.
«На крышах – снайперы», – предупредила депутат Леся Оробец. Но силовики не получили приказ применить огнестрельное оружие, и толпа сметала линии обороны одну за другой. По пути жгли автобусы и военные машины, которыми перегородили подступы к зданиям власти. А также громили дорогие машины членов правящей партии. Затем был подожжен центральный офис Партии регионов, расположенный между зданиями правительства и администрации президента. В Интернете прозвучали призывы жечь офисы партии власти по всей стране. Был захвачен расположенный в квартале от Верховной Рады Дом офицеров.
Днем большинство представителей правящей партии незаметно покинули здание. По словам оппозиции, их вывели из правительственного квартала по существующим с советских времен подземным переходам. Коммунистов, традиционно сотрудничающих с властью, оппозиция закрыла в сессионном зале. «Это было сделано для того, чтобы власть не вздумала где-то в другом здании, по подвалам и туалетам провести какое-то свое голосование», – сказала депутат Ирина Геращенко. Она отметила, что люди в форме стреляют по ногам выходящих из здания депутатов, зная, что среди них нет «своих».
Олег Ляшко, попытавшийся пройти к демонстрантам, подтвердил, что силовики не пускают депутатов, хотя те идут с открытыми удостоверениями: «Ко мне подбежал человек в бронежилете с закрытым лицом – говорит: ты куда, бандеровец, прешься?» Ляшко сказал, что подобного в Украине еще никогда не было: «Ни депутаты от партии власти – большинство, ни правоохранительные органы не защищают интересы людей. Они служат одному человеку. Выход один – досрочные парламентские и президентские выборы. Этот гордиев узел нельзя развязать, можно только разрубить».
Виталий Кличко перед телекамерами обратился к главе государства: «Я обращаюсь к президенту Украины – на нем лежит вся ответственность, в его руках вся полнота власти в стране. Президент должен объявить досрочные выборы президента и парламента. Я уверен, это снизит температуру в обществе. Сделайте это – это будет выход и мужественный поступок». Кличко призвал президента отозвать силовиков и спецназ с улиц Киева, а также дать пропрезидентским силам команду проголосовать за конституционную реформу. «Парламент должен сформировать новое правительство. И мы, оппозиция, готовы взять на себя ответственность за его формирование. Отсчет времени идет уже не на дни и даже не часы, а минуты», – предупредил лидер оппозиции.
Источники «НГ», близкие к окружению главы государства, в неофициальной беседе усомнились в том, что Янукович уйдет. «А почему он должен прислушиваться – к кому? К оппозиции, которая возбудила общество, чтобы приблизить президентские выборы и получить шанс победить на них (при нормальном развитии ситуации такого шанса у них не было)? Или к озверевшим радикалам, которые слишком много на себя берут, претендуя на выражение интересов всего общества?» – сказал источник. По его словам, предполагалось до сегодняшнего дня руками силовиков «навести порядок в центре Киева», а потом запустить работу Верховной Рады «в нормальном режиме». В частности, предполагалось на этой неделе провести голосование за кандидатуру премьер-министра и за состав правительства.
Примечательно, что вчера, когда в центре Киева звучали выстрелы и взрывы, МИД Украины предостерег всех партнеров, акцентировав внимание на США, от попыток вмешиваться в процесс формирования правительства. В пятницу вечером Госдеп США обнародовал заявление, в котором было сказано, что следующим шагом для мирного разрешения политического кризиса в Украине должно стать формирование «многопартийного технического правительства с подлинным разделением полномочий и ответственности, которое может заслужить доверие украинского народа и восстановить политическую и экономическую стабильность в Украине».
Россия, которая ранее заявила, что не будет перечислять Украине кредитные средства до момента формирования нового правительства, вчера же сообщила о готовности до конца текущей недели выделить второй транш в 2 млрд долл. Об этом сообщил глава Минфина РФ Антон Силуанов, который только две недели назад обещал не давать Киеву средства, пока не будет погашен долг за газ на сумму 3,3 млрд долл. Вчера стало известно, что «Газпрому» было переведено 1,5 млрд долл. в счет погашения долга.
Депутат от партии УДАР Владимир Куринной считает, что все соседи и партнеры Украины наблюдают за развитием ситуации в Киеве с тревогой: «Наши события могут повлиять на ситуацию в соседних странах. Понятно, что они не могут быть в стороне. Но если ЕС и США действуют в украинском вопросе публично, открыто, то Россия – подковерно, мы не знаем, какие инструменты используются для влияния на президента Януковича». Депутат отметил, что это одна из причин, не позволяющая спрогнозировать решения главы государства и развитие ситуации в стране.
Киев