Вентиль тоже может стать аргументом в диалоге власти и оппозиции. Фото Reuters
С этой недели «Нафтогаз Украины» снижает до технологического минимума поставки газа в 11 областей-должников. В черный список попали в основном те регионы, где в январе участники протестного движения захватили облгосадминистрации, объявив законной властью свои народные рады. Но в Киеве утверждают, что ограничение поставок – это не политическая расправа, а попытка решить проблему, вызванную хроническими неплатежами за газ. На сегодня сумма, которую задолжали потребители, равна долгу «Нафтогаза» перед «Газпромом».
В начале февраля стало известно, что области накопили перед поставляющей компанией около 27 млрд гривен (3,2 млрд долл.) долгов за потребленный газ. Это рекордный показатель за все годы независимости. И.о. вице-премьера Юрий Бойко отметил: «Долг растет в основном за счет тех областей, в которых получили власть так называемые народные рады. У нас действительно в последние два месяца перестали поступать расчеты за газ от этих регионов. Что ставит в сложное положение «Нафтогаз Украины» в части расчетов с российскими партнерами».
Чтобы заставить должников рассчитаться, «Нафтогаз» ограничил до технологического минимума поставки в Винницкую, Житомирскую, Запорожскую, Львовскую, Черниговскую, Черкасскую, Херсонскую, Сумскую, Одесскую, Волынскую и Кировоградскую области. Как утверждают специалисты, на очереди Киев, который тоже оказался одним из крупнейших должников.
Эксперты поясняют, что ситуация не так проста. «Это давняя проблема. Государство много лет дотирует стоимость газа, тепла и горячей воды для населения, удерживая нерыночные тарифы. Дотации проводятся через Госказначейство. И тут возникает много нюансов: иногда платеж не поступает вовремя, а поэтому теплокоммунэнерго не может рассчитаться с облгазом. Иногда деньги оседают на счетах облгазов, а эти компании у нас почти стопроцентно негосударственные», – рассказал «НГ» экс-чиновник энергетического ведомства.
Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар подтвердил, что бюджетные средства, предназначенные для выплаты дотаций, время от времени используются на другие цели. Например, в периоды пиковых выплат по внешним долгам. В таком случае области не получают деньги вовремя и не могут их перечислить в счет оплаты за газ. Эксперт Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук уточнил «НГ», что на сегодня это не главная проблема: «Долги по дотациям – это 8 из 27 млрд гривен задолженности перед «Нафтогазом». Остальное можно объяснить только безнаказанностью, к которой привыкли тепловики. Годами платят за газ как хотят и когда хотят, прикрываясь интересами населения».
Корольчук считает, что Бойко не случайно упомянул народные рады: «Если сотрудники облгосадминистрации не могли попасть на рабочие места, то кто подписывал бы документы, позволяющие перечислить в область средства? Думаю, представители народных рад не взяли бы на себя такую ответственность – нужно хорошо понимать, что подписываешь. Да и эта подпись ничего бы не значила для Госказначейства – народные рады не имеют законного статуса». Эксперты допускают также, что некоторые облгазы просто воспользовались ситуацией, чтобы придержать средства.
Независимо от причин, от ограничения поставок газа пострадают жители областей, попавших в черный список. «Горячую воду отключат в первую очередь. Снизится и температура воды в батареях. Причем нет четкого параметра «технологический минимум». Поэтому неизвестно, до какого уровня можно снизить подогрев воды и какой в результате будет температура в квартирах», – отметил Корольчук.
Политолог Сергей Таран не исключил, что население «наказанных» областей воспримет ситуацию как месть со стороны власти. «Но не думаю, что это как-то особенно отразится на акциях протеста. Люди уже вышли на улицы. И вышли с требованием перемен, реформ, с политическими требованиями», – сказал он, уточнив, что Западная Украина и центр страны не откажутся от своих лозунгов. Таран считает, что проблема шире и что она может затронуть и восточные области: «Страна на грани дефолта. Власть ищет виновных и деньги. Если ничего не изменится, то перестанут платить бюджетникам, в том числе и на востоке. Тогда и там начнутся массовые протесты».
В декабре украинской власти удалось предотвратить технический дефолт: полученный 24-го числа первый транш в сумме 3 млрд долл. российского кредита из общей суммы 15 млрд долл. позволил рассчитаться по долгам с российскими банками и решить внутренние бюджетные проблемы. Но денег не хватило для погашения долга перед «Газпромом». К накопленным на конец года 2,7 млрд долл. в январе прибавилось еще более 600 млн долл. А второй транш кредита на сумму 2 млрд долл. российская сторона не перечислила, ожидая формирования нового правительства в Киеве.
«Думаю, для России не принципиально имя нового премьера, они не делают ставку на конкретную кандидатуру. Им важно, чтобы в правительстве были ответственные и договороспособные люди, хорошо бы люди, которые давно участвуют в переговорах с Россией, а поэтому воспринимаются как знакомые и понятные в Москве. Чтобы новое правительство утвердило программу деятельности, позволяющую в будущем вернуть кредитные средства», – считает Юрий Корольчук.
Эксперты отмечают, что пока ведутся переговоры и споры о составе нового правительства, Россия спокойно ждет, не применяя санкций в газовой сфере. Вопреки опасениям, Киеву не выставили счет за недобор газа в 2013 году. Напомним, в январе прошлого года счет составил 7 млрд долл., поскольку Украина обязалась покупать 42 млрд куб. м газа, а в 2012-м купила только 33 млрд куб. м. Но в прошлом году объем поставок снизился до 28 млрд куб. м, а российская сторона вместо счета за недобор решила снизить цену на газ для Украины на треть и выделить огромный кредит. Президент Владимир Путин объяснил это решение необходимостью помочь украинскому народу. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев сказал в интервью российскому телевидению, что в сложившейся в Украине ситуации бессмысленно давить на Киев: «Конечно, можно выставлять штрафные санкции за неотобранный газ, и они выставлены. Но когда страна находится на грани финансового коллапса, взимание этих штрафных санкций становится непростым делом».
Юрий Корольчук считает, что Россия категорически не заинтересована в сценарии украинского дефолта: «Это значило бы, что газ в Украину продолжал бы поступать (через украинскую территорию осуществляется транзит в Европу), а платить за него никто не стал бы – дефолт есть дефолт. Нужно это России? Конечно, нет». Эксперт опроверг бытующее в Киеве мнение, что «Газпром» мог бы претендовать на имущество «Нафтогаза». По словам Корольчука, нет никаких оснований для таких претензий, поскольку «Нафтогаз» не владеет, а управляет инфраструктурой. Он считает, что российская сторона, как и Европа, заинтересована в реформе газового сектора Украины, которая исключила бы кризисные сценарии. Он обратил внимание, что на днях в СМИ попала информация о завершении длившейся ровно год работы консалтинговых компаний Ernst&Young и Rothschild Group, которые по заказу украинского правительства подготовили план реорганизации «Нафтогаза», оптимизации его активов и структуры.
По данным, попавшим в прессу, консультанты порекомендовали оставить в госсобственности активы компаний, осуществляющих транспортировку и хранение газа. При этом предлагается передать в ведение «Укртрансгаза» (дочерней структуры «Нафтогаза») все операции по транзиту и хранению газа. В дальнейшем миноритарный пакет компании может быть продан. Добывающие активы предлагается объединить в рамках отдельной компании, которую можно будет вывести на ІРО. Рекомендации содержат и план перехода к экономически обоснованному ценообразованию на внутреннем рынке и отказу от практики государственных дотаций, сказано в украинских СМИ.
В Киеве отмечают, что в условиях предложенной реформы и «Газпром», и западные компании получили бы доступ к украинским активам. «У нас традиционно считается, что это преступление, политики бояться затронуть тему «продажи национального достояния». Но мы подошли к опасной черте: латание финансовых дыр не спасет «Нафтогаз». А выровнять финансовое положение компании, одномоментно повысив тарифы до рыночного уровня, никто не рискнет – это было бы политическим самоубийством. И такое решение в украинских условиях спровоцировало бы внутренний дефолт: люди просто не смогли бы платить рыночную цену. Но откладывать решение дольше тоже нельзя: яма в стратегически важной отрасли углубляется и может превратиться в пропасть. Нужно от чего-то отказываться, в чем-то уступать, привлекать тех, кто заинтересован и может вкладывать средства в модернизацию, кто способен вывести отрасль из кризиса», – сказал Корольчук.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский согласился, что «Нафтогаз Украины» требует глубоких структурных реформ. «Наиболее вероятной видится передача функций по транзиту и хранению газа компании «Укртрансгаз» с одновременным выведением ее из структуры «Нафтогаза». И последующей продажей 49% пакета акций компании стратегическому инвестору либо консорциуму компаний, в состав которого скорее всего войдут российский «Газпром», немецкий E. ON либо RWE», – отметил эксперт. Он также считает целесообразной консолидацию газодобывающих компаний «Укргаздобыча» и «Черноморнафтогаз», чтобы увеличить капитализацию созданного на их базе предприятия и привлечь акционерный капитал на мировых рынках.
Землянский отметил, что обсуждающаяся реформа таит политические и социальные риски. Но, как показывает ситуация с 11 областями, проблемы возникают и усложняются, а поэтому перемен не избежать. «Если правительству удастся обойти политические препятствия и минимизировать социальное напряжение в обществе, Украина получит достаточно широкие возможности для трансформации внутреннего рынка газа и проведения реформ во всех сопутствующих секторах украинской экономики (жилищно-коммунальном, коммунальной энергетики), а также реформировать систему тарифообразования, устранив перекрестное субсидирование и дотирование из бюджета убытков энергетических монополистов», – уверен эксперт.
В Киеве считают, что для проведения такой реформы нужно сформировать профессиональное, политически ответственное и достаточно смелое правительство. Политолог Сергей Таран считает, что это должно быть техническое правительство – люди, которые не пекутся о политических рейтингах и результате будущих выборов, а думают в первую очередь о системных реформах, которые могут радикально изменить ситуацию в стране. «Но в этом отношении я пессимист. Кандидатуры на должность премьер-министра, о которых говорят, – это давно знакомые политики и управленцы старой школы», – отметил Таран. Ожидается, что правительство будет сформировано до конца недели.
Киев