Белорусские крестьяне нуждаются в господдержке. Фото Reuters
В течение ближайшего месяца правительство Белоруссии по поручению президента Александра Лукашенко должно найти ответ на вопрос: почему несмотря на серьезные государственные инвестиции сельское хозяйство страны остается неэффективным? Эксперты говорят о необходимости рыночных реформ и сомневаются, что глава государства разрешит их проводить.
Разбирательство с отраслью инициировал президент Александр Лукашенко. Ранее, разбираясь с проблемами строительной отрасли, он пообещал, что следующими на очереди будут Агропромышленный комплекс (АПК) и Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). В конце прошлой недели глава белорусского государства своим указом создал рабочую группу под руководством премьер-министра Михаила Мясниковича.
К 10 марта она должна предложить на рассмотрение президенту меры по повышению прибыльности сельскохозяйственных организаций, снижению размера их задолженностей и сокращению числа неплатежеспособных хозяйств. В составе рабочей группы 26 человек – ученые, банкиры, представители хозяйств, чиновники различных министерств и ведомств, в том числе и администрации президента.
Интересно, что на своем первом же заседании эта группа решила обратиться за помощью к общественности. На сайте правительства появилось объявление, в котором предлагается всем заинтересованным гражданам и организациям направлять свои предложения по совершенствованию работы АПК. Эксперты поспешили заявить, что дела в ведущей отрасли страны, видимо, еще хуже, чем информирует официальная статистика. По ее данным, за минувший год убыточными оказались 3,5% сельхозорганизаций. Можно было бы считать, что это и не много, если бы не динамика – это больше прошлогоднего уровня в 5,2 раза. Убыток таких организаций рос еще более устрашающими темпами – в 11 раз по сравнению с прошлым годом, до 600 млрд белорусских рублей (62 млн долл.). В целом сельхозпредприятия получили прибыли меньше на 40%, чем в 2012 году – порядка 500 млн долл. в эквиваленте. Рентабельность отрасли упала на 10 процентных пунктов – до 8%. Разумеется, речь идет о результатах, учитывающих государственную поддержку. По официальным данным, она составила 33 трлн белорусских рублей (3,5 млрд долл.).
Такие результаты наряду с общими экономическими проблемами и острой нехваткой денег для дальнейшей поддержки проблемных отраслей и заставили Александра Лукашенко задуматься, «или мы сельское хозяйство поддерживаем, как поддерживали, или их надо наклонить на всю катушку, чтобы они зарабатывали деньги сами». По информации экспертов «НГ», к такому решению президента подталкивают банковские и финансовые круги, не совсем владеющие информацией относительно специфики отрасли и ситуацией в ней.
Эксперты обеспокоенность властей разделяют, однако предупреждают, что некомпетентность тех, кто в Белоруссии принимает решения, может дорого обойтись АПК Белоруссии. Если сельскохозяйственную отрасль лишат господдержки в ходе кампании всеобщей экономии в стране, то страна рискует и вовсе потерять ее. В частности, специалисты НИИ Минэкономики Белоруссии уверены, что перспективы дальнейших аграрных преобразований нецелесообразно рассматривать исключительно в плоскости снижения государственной помощи селу, поскольку отрасль и так дотируется меньше, чем, например, в Европе – около 200 долл. на 1 га сельхозугодий против 800 долл. в странах ЕС.
И специалисты НИИ Минэкономики, и негосударственные эксперты едины во мнении, что причины проблем АПК кроются там же, где и всей белорусской экономики – в отсутствии структурных реформ, способных сформировать хозяина на земле и в планово-административной экономике. Белорусские сельхозпредприятия хоть и называются кооперативами, по сути, остались все теми же колхозами советского образца.
«Необходима новая инвестиционная стратегия, позволяющая сконцентрироваться не на сокращении, а на реструктуризации государственной поддержки, развитии высокоточного агропромышленного производства, адаптированного к требованиям рынка», считают в НИИ Минэкономики. «Нужна стратегия, построенная на уважении к частной собственности и принципах открытой экономики», – полагает белорусский экономист Леонид Злотников. «Необходимо уменьшить вмешательство власти и бюрократии в сельскохозяйственный бизнес», – дополняет комплекс мер экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич. Относительно введения частной собственности путем наделения руководства и работников хозяйств долями в сельхозпредприятиях высказываются периодически в местных профильных СМИ и сами представители хозяйств – руководители и ведущие специалисты.
Однако в экспертной среде существуют большие сомнения относительно того, что Лукашенко отступит от понятных ему принципов управления (плановая административная экономика и отсутствие частной собственности) и позволит появиться на земле хозяину. В этом случае отрасль ждет дальнейшая стагнация, а при лишении ее господдержки – очень стремительная.
Кстати, «масла в огонь» на минувшей неделе подлило правительство России, пригрозив Белоруссии антидемпинговым расследованием в отношении поставок белорусских молочных продуктов. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на съезде Национального союза производителей молока заявил о недобросовестной конкуренции на рынках со стороны европейских и белорусских производителей. «Скорее всего нам придется принимать определенные ответные меры в отношении партнеров из Белоруссии», – предупредил он. Буквально несколькими днями позже эту идею поддержал глава российского правительства Дмитрий Медведев. По его словам, причина беспокойства не столько в том, что белорусской «молочки» слишком много на российском рынке, сколько в том, что товаров российской молочной промышленности в Белоруссии еще меньше.
В неофициальном комментарии этой ситуации эксперты «НГ» в профильных ведомствах подтвердили тот факт, что Белоруссия незначительно превышает ранее согласованные объемы по поставкам молочных продуктов – порядка 4% по всей молочной группе. Есть позиции, по которым превышение выше, но есть такие, где идет недопоставка. «Однако на российском рынке не хватает этих продуктов, поэтому ничего крамольного мы в этом не видим, – говорят эксперты «НГ». – Тем более что мы всегда рассматриваем согласованный баланс как ориентир, а не как догму».
Минск