Фото Reuters
Экономические просчеты в Белоруссии становятся уголовно наказуемыми. В ближайшее время будет подготовлен нормативный акт, который предусматривает уголовную ответственность за нарушение сроков по модернизации промышленных предприятий. Под статью могут подпасть не только директора предприятий, не справившихся с планами, но и руководители областей, министры, премьер-министр.
Документ будет подготовлен в соответствии с прямым указанием президента Александра Лукашенко, который признался, что других возможностей повлиять на ситуацию у него не осталось. Правда, речь шла об одной отрасли – деревообработке. Однако эксперты говорят о вероятности расширения сферы действия такой нормы, поскольку аналогичная ситуация складывается и в других отраслях белорусской экономики. Напомним, что ранее на деревообрабатывающих предприятиях ввели так называемое крепостное право, запретив работникам увольняться с предприятий на время проведения модернизации. Инициатива этого нововведения исходила тоже от Александра Лукашенко. В результате люди на заводах работают за копейки, но ничего не могут изменить в своей жизни. По данным белорусских региональных СМИ, заработная плата рабочих на таких предприятиях в декабре составляла около 200 долл.
Деревообработкой белорусский президент увлекся, приняв во внимание мнение экспертов о том, что развивать нужно те отрасли, которые могут работать на местном сырье. Древесина – одно из них. Старт ее модернизации был дан как минимум пять лет назад. Сегодня, анализируя ситуацию в отрасли, эксперты констатируют, что до финиша не дошло ни одно из девяти предприятий отрасли, на которых началась модернизация. Причины банальны, но в основе всех лежит бесхозяйственность. Например, на «Борисовдреве», печально известном тем, что во время его посещения президент отправил в отставку заместителя главы своей администрации Андрея Тура и председателя Минского облисполкома Бориса Батуру, модернизация началась даже без проработанного бизнес-плана. Сначала было принято административное решение, затем выделены деньги, а потом под них пять раз переписывался бизнес-план – он никак не получался эффективным. Когда летом на предприятие пришла проверка государственного контроля, она даже не нашла там проектно-сметной документации по объекту, который на тот момент должен был уже сдаваться в эксплуатацию. Стоимость проекта выросла в три раза по сравнению с первоначальной – до 120 млн евро. В результате были возбуждены два уголовных дела в отношении директора стройтреста и проектного института.
Еще девять уголовных дел стали следствием проверки госконтролем «Могилевдрева». Стоимость проекта из-за его непроработанности тоже выросла в три раза, а даже введенные в эксплуатацию линии не загружены на 100% и не стали источником прибыли. На Мозырском деревообрабатывающем предприятии контролеры с удивлением констатировали, что проект дорожал по ходу реализации, из-за того что специалисты предприятия даже не потрудились изучить технологию производства изолирующих ДВП-плит, планируемых к производству. За шесть лет модернизации сменилось 7 проектных и 10 подрядных организаций на «Речицадрев», а сам проект подорожал почти в 5 раз. Несколько уголовных дел возбуждено в отношении директора еще одного деревообрабатывающего ОАО – «Фандок». Беды и проблемы те же. Такая ситуация и на всех других государственных предприятиях отрасли, о чем свидетельствуют данные, озвученные госконтролем. Эксперты утверждают, что этими же болезнями болеют все государственные заводы и фабрики. Неэффективность и бесхозяйственность – главные их отличительные черты.
«Из кого в основном формируется кадровый состав деревообработки? Разве это выпускники Гарварда? Нет. Это, как правило, те, кто пошел учиться либо в технологический университет, где минимальный конкурс, либо, так сказать, дошел своим умом после окончания железнодорожного или педагогического института. Ведь Лукашенко не может подобрать хорошие кадры по той простой причине, что к нему не пойдут нормальные люди», – говорит о причинах такого положения вещей белорусский экономист Леонид Заико. Да и ставка на деревообработку, по его мнению, неоправданна. «Нужно было начинать модернизацию с электронной промышленности и, как китайцы, создавать новые отрасли, с автомобилестроения и создания собственного производства автомобилей, а также фармацевтики», – полагает он. «Поэтому Лукашенко и какие-то министры приезжают на абсолютно замусоренные заводы и думают, что если дадут людям новые станки, то те будут работать по-другому, – сокрушается эксперт. – К тому же в 2014 году они хотят утопить в этой белиберде 13,5 миллиарда».
Модернизация, которая предусматривает только замену станков, без структурных, кадровых и прочих изменений, может дать эффект лишь в некоторых отраслях, которые на 100% зависят от технологий, рассуждают эксперты. По мнению экономиста Сергея Чалого, это может быть нефтепереработка. В то же время большинство направлений деятельности сегодня сильны в первую очередь маркетингом. «Как только речь заходит об отраслях со сложным рынком сбыта, оказывается, что все упирается в систему управления. И как раз в сфере управленческих технологий никаких особых изменений белорусская модернизация не предполагает», – говорит экономист.
Ну и, наконец, основополагающая причина модернизационных неудач Белоруссии кроется в форме собственности. У предприятий нет не только хозяев, кровно заинтересованных в результатах труда, но и эффективных менеджеров. Работающие только за страх, директора де-факто менеджерами не являются. «Их задача, как в советские времена, – осваивать бюджет и выполнять план. Так что если и можно ждать результатов, то только косметических», – уверен Сергей Чалый.
Эксперты единодушны в том, что очередная модернизационная кампания обречена на провал, а результатом введения уголовной ответственности за срывы сроков станет дальнейшее обострение кадровой проблемы.
Минск