Сергей Арбузов занял кресло Николая Азарова – на время. Фото Reuters
Вчера на украинско-российской границе возобновилась практика тщательной проверки грузов. Об этом сообщила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. В августе подобный режим в Киеве назвали таможенной блокадой украинских товаров. В отличие от летних событий, сейчас российская сторона готова оказывать экономическую помощь команде Януковича, в прочности позиций которой Москва, похоже, не сомневается. Торговый удар наносится по бизнесу, который сочувствует протестному движению и ориентируется на скорое подписание соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС.
По данным украинской ассоциации, российская таможня снова стала направлять товары на склады временного хранения, где их разгружают и начинают тщательно проверять. Сопроводительные документы направляются на проверку в Москву, поэтому процесс таможенного оформления может длиться до двух недель. Подобные проблемы, возникшие летом, привели к приостановке экспорта скоропортящихся товаров в Россию. И к значительным финансовым потерям производителей.
Но полгода тому назад российская власть объяснила особый режим подготовкой Украины к ассоциации с ЕС: в случае подписания соответствующего соглашения Таможенный союз обещал ввести заградительные меры на своих границах, чтобы предотвратить наплыв товаров из ЕС под видом украинской продукции. Дело в том, что таможенные тарифы, которые планировалось ввести между Украиной и ЕС после подписания соглашения, были значительно ниже, нежели параметры, регламентирующие торговлю между Россией и Европой.
Сейчас иная ситуация: ушедшее в отставку правительство Азарова приостановило подготовку к подписанию соглашения с ЕС, а политическая ситуация в Украине не позволяет говорить о возможности быстрого возобновления работы над документом. Но именно в эти дни решается вопрос о составе нового правительства: президент предложил оппозиции должность премьер-министра.
Во вторник президент РФ Владимир Путин в Брюсселе заявил, что российская сторона продолжит выполнять договоренности, достигнутые 17 декабря. Речь идет о снижении на треть цены на газ, предоставлении Киеву кредита на 15 млрд долл. и масштабных программах отраслевого сотрудничества, в которые планировалось инвестировать еще более 10 млрд долл. Российский лидер пояснил: «Мы исходим из того, что и тот кредит, о котором мы говорили, и поэтапное снижение цен на энергоносители, на газ прежде всего связаны с необходимостью и желанием поддержать не какое-то конкретное правительство, а украинский народ».
Напомним, в декабре Украина получила первые 3 млрд долл. кредитных средств. Но эти деньги позволили только закрыть бюджетный год. На платежи «Газпрому» их не хватило. Владимир Путин во вторник подтвердил, что Киев до сих пор не перечислил 2,7 млрд долл. за осенние поставки газа, срок оплаты которых истек 25 января. Но и это еще не все: «Хуже то, что – сейчас вот только, сегодня утром сообщили – украинская сторона просит нас дать отсрочку даже по платежам этого года за газ, полученный по сниженным ценам.
Но это сложная очень ситуация для нас самих, для экономики «Газпрома», поскольку эти доходы заложены в его инвестиционные планы». Владимир Путин подвел итог: «Но это все – рабочие моменты, и мы будем с нашими партнерами, кто бы ни возглавил украинское правительство, будем с ними вести диалог».
Верховный комиссар ЕС по внешней политике
Кэтрин Эштон (в центре) встретилась с общественностью Киева. Фото с сайта www.ec.europa.eu |
А вчера стало известно, что глава государства согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева о том, чтобы не отменить, а отложить выполнение декабрьских договоренностей – до того момента, когда в Киеве будет сформировано новое правительство. Медведев пояснил: «Осмысленно мы можем это делать только тогда, когда будем понимать, какой экономический курс будет у нового правительства, кто будет там работать и каких правил они будут придерживаться». «Это разумно. Давайте дождемся формирования нового правительства Украины», – принял предложение Путин.
Экономист Киевского центра политических исследований и конфликтологии Александр Кошик сказал «НГ», что в случае если украинская оппозиция примет предложение президента и возглавит кабинет министров, российская сторона скорее всего откажется выполнять договоренности от 17 декабря. Ведь риски возрастут как из-за непрофессионализма и внутренних дрязг в команде нынешней оппозиции, так и из-за прогнозируемых попыток нового руководства ускорить подписание соглашения с ЕС. Соглашение в его нынешнем виде содержит крайне жесткие нормы, которые неизбежно приведут к экономическим потерям, уничтожению ряда украинских отраслей, что вскоре обернется новым кризисом в Украине, полагает экономист. Однако Кошик сомневается, что таможенные проблемы, возобновившиеся на украинско-российской границе, связаны с изменившейся позицией Москвы: «Думаю, это происходит без команды сверху. Возможно, на уровне среднего звена предпринимаются превентивные меры в ожидании ухудшения ситуации».
В Киеве установилось тревожное ожидание. Во вторник и среду предпринимались попытки разрешить кризис в стенах Верховной Рады. На улице длилось затишье: бойцы спецназа продолжали стоять по периметру правительственного квартала, а участники протестного движения и радикально настроенные активисты укрепились на майдане Независимости, Европейской площади и в начале улицы Грушевского.
Депутаты сумели только отменить те принятые 16 января законы, которые касались ограничения гражданских прав и свобод. Следующий вопрос – об амнистии задержанных и арестованных активистов – привел к тупику в переговорах. Представители пропрезидентских сил настаивали на том, чтобы вначале люди освободили центр Киева, разобрали баррикады, вышли из захваченных зданий, а после этого можно было бы провести амнистию, которая не должна была касаться людей, совершивших тяжкие преступления. Оппозиция требовала другой последовательности действий и иного подхода к амнистии: первый шаг – освобождение всех активистов и розыск тех, кто пропал без вести (возможно, был похищен и подвергается пыткам, как многие активисты) во время силового противостояния. Затем – наказание бойцов спецназа, нарушивших инструкции и бивших безоружных людей дубинками по головам, виновных в избиении журналистов и медиков, а также тех, кто расстрелял демонстрантов на улице Грушевского. И после этого – прекращение акции в центре Киева одновременно с началом конституционной реформы.
Лидер партии «Батькивщина» Арсений Яценюк назвал неприемлемым и невыполнимым требование власти «распустить майдан» ради начала амнистии. Люди просто не уйдут, сказал он. Общественный активист, экс-глава МВД Юрий Луценко подтвердил: миллионы украинцев вышли на акции протеста не за тем, чтобы отправить в отставку правительство Азарова, и не за тем, чтобы власть, отменив диктаторские законы, решила проблему, которую сама же и создала. Украинцы выступили против системы власти. И будут стоять на майданах и бороться, пока власть не согласится изменить систему.
В миротворческом пакете, который вынесен на рассмотрение парламента, эту проблему предлагается решить отменой конституционной реформы 2010 года и возвращением к Конституции, которая была принята в 2004 году, в период урегулирования кризиса, называвшегося оранжевой революцией. «Это красиво звучит – вернемся к модели парламентско-президентской республики. Но я считаю глупостью попытку ограничить полномочия президента путем введения в действие той редакции Конституции, которая в период президентства Ющенко привела к ряду кризисов и склок в команде власти, не позволяла эффективно работать ни президенту, ни премьеру. Потому что полномочия четко не разграничены, многие вопросы пересекаются – тот текст писали в спешке, на колене», – сказал «НГ» руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он отметил, что на фоне сложной экономической ситуации, неопределенности в отношениях как с Россией, так и с Евросоюзом такая конституционная реформа может быть опасной для страны.
В среде депутатов разгорелись споры, не прекращавшиеся и ночью. Поэтому заседание Верховной Рады вчера открылось, но де-факто не проводилось до вечера: депутаты собирались на несколько минут, чтобы снова объявить перерыв, и уходили на длительные закрытые консультации. Источники «НГ» утверждали, что атмосфера была напряженной, стороны не желали идти на уступки и обвиняли друг друга. В частности, пропрезидентский лагерь упрекнул оппозицию в нежелании брать на себя ответственность за правительство. Арсений Яценюк ответил, что готов принять предложение президента, но при условии: «Мы хотим услышать от президента Украины конкретное предложение, которое предусматривает, что украинская оппозиция получит всю полноту ответственности в кабинете министров Украины. Тогда мы можем вести дискуссию среди оппозиционных сил о том, что, с одной стороны, есть Виктор Янукович, который представляет одну часть Украины, с другой стороны, есть украинская оппозиция, которая сбалансирует безграничную власть Виктора Януковича».
Депутат от партии власти Вадим Колесниченко в интервью телеканалу «Рада» сказал, что в основе всех политических споров и самого кризиса лежат коренные различия между разными регионами Украины. Невозможно югу и востоку страны навязать те представления и уклад жизни, которые характерны для западных областей, считает депутат. «Оппозиция не знает границ в своих требованиях. Нужно бы подумать головой и понять, что мы стоим на грани гражданской войны и раскола страны», – сказал депутат. Он снова предложил в качестве выхода из кризиса свою давнюю идею о федерализации Украины: «Сказать друг другу: давайте жить мирно. Мы к вам не лезем, вы к нам не лезьте. Живем в одной стране, общие границы, общая территория. Постепенно определимся, как жить». Колесниченко сказал, что в ближайшее время вынесет эту идею на рассмотрение в парламенте.
Политолог Константин Бондаренко отметил, что до сих пор инициативу о федерализации воспринимали в штыки, но на фоне нынешних событий она действительно может стать одним из вариантов разрешения кризиса. «В украинской Конституции государство признано унитарным. Но если речь зайдет о настоящей конституционной реформе, то вполне возможно рассмотреть по-новому и этот пункт. В Украине сформирована конституционная ассамблея, она подготовила ряд предложений. Можно было бы доработать новый текст, а не возвращаться к Конституции 2004 года. На ближайшее время успокоить ситуацию, подписав конституционный договор, а к президентским выборам 2015 года принять новую редакцию Основного закона», – сказал эксперт. При этом он усомнился в том, что политические силы руководствуются разумными доводами, а не эмоциями. И не исключил, что противостояние в парламенте все же выльется в попытку решить вопрос силой.
В понедельник в Киеве активно обсуждалась возможность введения чрезвычайного положения. Но в ночь на вторник Януковичу позвонил вице-президент США Джо Байден, убедивший украинского лидера не предпринимать решительных мер. Через день Янукович перезвонил Байдену, чтобы рассказать об отмене драконовских законов. Тем временем в Киев успела прибыть делегация ЕС во главе с верховным комиссаром по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон. А президент США Барак Обама в ежегодном обращении к Конгрессу дипломатично показал, на чьей стороне Вашингтон: «В Украине мы поддерживаем принцип, что все люди имеют право выражать свое мнение свободно и мирно, а также принимать участие в будущем своей страны».
Вчера свое слово сказал по этому поводу и Совет Федерации РФ: «Совет Федерации обеспокоен ситуацией в Украине и считает, что спровоцированные оппозицией массовые беспорядки не имеют ничего общего с мирными акциями протеста. Хорошо организованная кампания направлена на дискредитацию и свержение легитимной власти». Кроме того, в заявлении выражено недоумение и возмущение заявлениями ряда западных политиков, которые «бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела Украины и умышленно провоцируют дестабилизацию обстановки в стране».
Первый президент Украины Леонид Кравчук, принимающий участие в парламентских дебатах, вчера предложил украинским политикам обойтись без внешних посредников. И выразил готовность выступить в таком качестве – сам либо вместе со вторым президентом Леонидом Кучмой. Виктор Ющенко, который во вторник тоже пришел в Верховную Раду, вчера отсутствовал в парламентском зале. К вечеру некоторые депутаты стали приходить к выводу, что им там тоже делать нечего: компромисс, о котором говорилось ранее, вряд ли возможен. Нужны новые рамки и формы договоренностей, которых пока нет.
Киев