На улицах Бишкека спокойно, пока не ударили морозы. Фото автора
Киргизия входит в зиму без света: в стране начались веерные отключения. А это значит, что не будет и тепла – все ТЭЦ без электричества встанут. Однако в киргизском правительстве утверждают, что иначе нельзя – налицо кризис отрасли, одна из причин которого – почти разваливающиеся ГЭС. Чиновники намерены поднять с нового года тарифы на электроэнергию, чтобы как-то свести концы с концами, но это чревато социальным взрывом: веерные отключения в свое время привели к свержению теперь экс-президента Курманбека Бакиева.Автор этих строк писал эту статью, сидя в обесточенной квартире. На улице еще тепло, но отопительный сезон по-киргизски уже пришел в местные дома. Уже более пяти лет ни одна зима в республике не обходится без значительного количества отключений света. Эта, похожа, исключением не станет.
Официально прекращения подачи электроэнергии в дома называются аварийными, термин «веерные отключения» не применяется, поскольку является политически неприемлемым – именно веерные отключения света стали одной из причин роста недовольства населения предыдущим президентом страны Курманбеком Бакиевым. Пришедшие ему на смену «революционеры» обещали ситуацию исправить, однако за прошедшие три года с момента бегства экс-президента из страны ситуация остается прежней.
Ключевых проблем в киргизской энергетике несколько. Первая – воровство, вторая – низкоквалифицированные кадры.
По данным зарубежных экспертов и местных независимых наблюдателей, объем хищений в отрасли ежегодно исчисляется если не сотнями, то уж точно десятками миллионов долларов. Деньги, которые могли бы пойти на ремонт и модернизацию оборудования, уходят налево. При этом в схемах вывода средств участвуют как некоторые рядовые сотрудники, так и топ-менеджеры энергокомпаний. Украденное электричество списывается по двум статьям – «технические» и «коммерческие потери». Согласно международным стандартам, общий уровень потерь не должен превышать 5–7%. В Киргизии с начала года в сетях «потерялись» 1,7 млрд кВт-ч, что составляет 18,2% от общего объема произведенной энергии.
Ситуацию с кадрами наглядно демонстрирует тот факт, что из четырех руководителей распределительных компаний в Киргизии лишь один имеет соответствующее образование. Решения о назначениях на руководящие посты зачастую принимаются с учетом не талантов кандидата, а политической целесообразности.
В результате – рост количества аварий, убытков, стагнация отрасли. Поразительный факт – Киргизия, бывшая ранее энергоизбыточной, сейчас оказалась страной энергодефицитной. По данным исследований, именно недостаток электроэнергии является одним из трех основных препятствий для запуска нового бизнеса в стране. Впрочем, если официально разрешение на подключение получить крайне сложно, то за взятку – уже проще.
Руководство отрасли видит выход из сложной ситуации в первую очередь в повышении тарифов на электроэнергию. Глава Минэнерго Киргизии Осмонбек Артыкбаев на предложение найти и покарать взяточников и воров в отрасли ответил: «Если мы сначала будем искоренять коррупцию, то через два года потеряем отрасль». Чиновники от энергетики утверждают, что нынешняя стоимость киловатта занижена. Повышение цен, по их заверениям, должно позволить отрасли выйти из «крутого пике», в котором та оказалась за годы независимости страны.
По оценкам экспертов, эта зима, как и предыдущие, будет сопровождаться регулярными отключениями света по всей стране. При этом с каждым годом растет вероятность серьезных ЧП как в сетях, так и на генерирующих мощностях. К примеру, степень износа оборудования на Токтогульской ГЭС (основная генерирующая мощность Киргизии) достигает 76,8%, ТЭЦ Бишкека – 70%, Уч-Курганская ГЭС изношена на 97,3%.
Судя по тому, как развиваются события, цена на электричество будет поднята в Киргизии уже в следующем году. Мера эта может вызвать всплеск недовольства среди населения, но выбора у чиновников, похоже, нет. Чтобы спасти отрасль от окончательного развала, гораздо проще возложить дополнительное финансовое бремя на население, чем искоренить воровство.