Выяснилось, что погромами в Бишкеке в 2010 году руководили известные политики. Фото Reuters
Суд Бишкека осудил за мародерство Эльдара Мадылбекова – сына одного из депутатов от фракции «Ата Мекен». Его обвинили в причастности к рейдерскому захвату одного из зданий столицы республики во время волнений 2010 года, которые привели к бегству из страны президента Курманбека Бакиева. Еще один мародер из депутатской семьи задержан и находится под следствием.Насильственная смена власти в Киргизии, равно как и во многих других странах мира, сопровождается не только сменой табличек и портретов в кабинетах, поспешным бегством старых чиновников за рубеж и обещаниями светлого будущего от чиновников новых. Стоит только старому президенту в сопровождении личных охранников покинуть столицу, как группы суровых вооруженных молодых людей под неофициальным лозунгом «грабь награбленное» начинают методично объезжать квартиры, офисы, заводы, хоть как-то связанные с предыдущими властями. В Киргизии комплект из кожаной куртки и нагана, так хорошо известный в России с 1917 года, проявлялся дважды – в 2005-м, после свержения президента Аскара Акаева, и в 2010-м – после бегства его преемника Курманбека Бакиева.
Объем награбленного за первые недели после смены власти 7 апреля 2010 года вряд ли когда-нибудь станет точно известен. Доподлинно известно лишь то, что в те лихие дни многие заинтересованные люди пытались ловить рыбку в мутной воде. Количество нападений, вымогательств и предложений «добровольно поделиться» исчислялось если не сотнями, то десятками раз. В актах экспроприации участвовали как криминальные элементы, так и люди, тесно связанные с пришедшими к власти политиками.
Жертвами нападений становились не только приближенные бывшего президента и его семейства, но также и просто успешные бизнесмены, зажиточные горожане и крупные коммерческие структуры. С кого-то требовали фиксированную сумму денег, с кого-то все имущество, у некоторых бизнесменов, угрожая убить близких, требовали доли в принадлежащих им фирмам. В состав некоторых групп входили не только боевики, но и нотариусы – так сказать, «для ускорения процесса передачи имущества революционных товарищей».
Обращаться за помощью в правоохранительные органы было себе дороже. Учитывая революционную неразбериху, порой было непонятно, кто именно грабит – «оборотни в погонах» или представители криминального мира.
За прошедшие с тех событий три года говорить об этой неприглядной странице в истории Киргизии было не принято. Упоминались разграбленные магазины и бутики, но тех, кто «именем революции» изымал имущество на миллионы рублей, почти не вспоминали.
Ситуация изменилась в августе 2012 года. Тогда, в ходе обострившегося конфликта между двумя киргизскими партиями «Республика» и «Ата Мекен» первая выдала компромат на вторую, обвинив ее членов в мародерстве. Главным свидетелем «Республики» стал находящийся в СИЗО Абдулла Юсупов, который официально сообщил, а затем и повторил для журналистов, как вместе с некоторыми членами «Ата Мекен» участвовал в изъятии имущества бывшего президента страны.
По его словам, руководимые им группы боевиков успели захватить около 30 особняков и офисов по приказу Омурбека Текебаева, Болота Шерниязова, Райкана Тологонова и Туратбека Мадылбекова (все они являются действующими депутатами республиканского парламента). Текебаев возглавляет партию «Ата Мекен». Добычей грабителей, по приблизительным оценкам, стали сейфы, картины, более килограмма золота, автомобили, оружие. Организаторы акций обещали исполнителям четверть добычи, а также посты в госорганах.
Упомянутые выше депутаты все обвинения категорически опровергли, объяснив слова Юсупова попыткой партии «Республика» и ее лидера Омурбека Бабанова скомпрометировать их. Война компроматов между «Ата Мекен» и «Республикой» длилась несколько месяцев и привела к потерям с обеих сторон. Бабанов покинул пост премьер-министра, его партия оказалась замешанной в организации «каруселей» во время выборов в бишкекский кенеш (аналог городской Думы в России). К партии «Ата Мекен» накрепко прилип ярлык мародеров.
Следствие по факту мародерств шло тихо и продлилось почти год, казалось, что по традиции уголовное дело будет «спущено на тормозах», однако 18 июня по подозрению в незаконном хранении оружия был задержан сын одного из фигурантов дела по мародерствам Райкана Тологонова – Муса Тологонов. По словам замруководителя следственной группы Памира Асанова, винчестер турецкого производства был отобран у сотрудника службы госохраны, охранявшего офис Искендера Бакиева во время смены власти. Источники ИА 24.kg в следственной группе сообщили, что «долгое время ружье хранилось у депутата Райкана Тологонова, который и передал его сыну Мусе». Муса Тологонов проведет в СИЗО месяц, его отец по-прежнему заявляет о невиновности и политическом заказе.
Во вторник, 25 июня, суд поставил точку в деле о деятельности сына еще одного из депутатов от фракции «Ата Мекен». Киргизская Фемида признала Эльдара Мадылбекова (сын Туратбека Мадылбекова) причастным к рейдерскому захвату здания бывшего детского сада в Бишкеке. Мадылбеков-младший признан виновным в мошенничестве и подделке документов и приговорен к 9 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества.
Бишкек