Авторам альбома теперь предстоит доказывать, что они просто снимали жизнь. Фото с сайта www.pressphoto.by
Суд над белорусскими фотографами, создателями альбома «Пресс-фото Беларуси», состоится на следующей неделе. Работы, вошедшие в альбом и запечатлевшие белорусские реалии, признаны экстремистскими.Повестку в суд белорусский фотожурналист Юлия Дорошевич получила в минувшую пятницу. Поскольку она – не единственный организатор ежегодного конкурса «Пресс-фото Беларуси», то ее статус определен как «заинтересованное лицо». Вероятно, в суд будут приглашены и другие лица, имеющие отношение к этому мероприятию. Как следует из документов, которые прилагались к повестке, дело инициировало управление КГБ по Гродненской области. Там решили, что создатели фотоальбома нарушили статью 1 Закона «О противодействии экстремизму», в соответствии с которой экстремистской является «деятельность граждан по совершению действий, направленных на унижение национальной чести и достоинства граждан». Из заявления КГБ в суд следует, что экспертную оценку фотографий проводили начальник управления идеологической работы Гродненского облисполкома и некие три преподавателя Гродненского университета. Они признали, что фотожурналисты исказили белорусскую действительность. В фотоальбоме «содержатся умышленно искаженные, не соответствующие действительности измышления о жизнедеятельности Республики Беларусь в политической, экономической, социальной и иных сферах, унижающие национальную честь и достоинство граждан Республики Беларусь», отмечают эксперты.
Напомним, что история с альбомом «Пресс-фото Беларуси-2011» началась осенью минувшего года. В ноябре около 40 его экземпляров белорусские таможенники конфисковали у организаторов, пересекавших белорусско-литовскую границу. Пограничный переход находится в Ошмянском районе Гродненской области, поэтому экспертизой занимались областные эксперты, а сам суд состоится в Ошмянах. Тогда журналистам сказали, что альбомы не соответствуют госстандарту РБ СТБ 7.4-2009 «Издания. Выходные сведения», а посему будут уничтожены. Только в начале 2013 года выяснилось, что таможня отдала альбомы КГБ.
Даже тогда никто не мог предположить, что история закончится обвинениями в экстремизме. Дело в том, что в альбоме фотографии – победители ежегодного республиканского конкурса, который проводится среди белорусских журналистов с 2009 года. Победители определяются по восьми номинациям: «Новости», «Люди в новостях», «Повседневная жизнь», «Спорт», «Портрет», «Искусство и развлечения», «Природа», «Народные традиции». Работы, поступившие на конкурс, оценивает международное жюри, состоящее из профессиональных и авторитетных фотографов. При этом фото для членов жюри являются анонимными. Среди участников – фотожурналисты как негосударственных СМИ, так и государственных. В частности, в числе победителей не раз оказывались фотожурналисты ведущего госинформагентства страны «Белта». Например, Гран-при победителю конкурса 2012 года Александру Васюковичу вручал лауреат Пулитцеровской премии, руководитель московского бюро Associated Press Александр Земляниченко.
Альбомы по итогам конкурса выходили всегда легально, с уплатой всех положенных налогов и платежей, и никаких проблем с их распространением не возникало. Задержание альбома по итогам конкурса 2011 года стало причиной того, что выпуск 2012 года организаторы пока не сдают в печать. Тем не менее объявлен конкурс «Пресс-фото Беларуси-2013», и на него уже подано более 2,5 тыс. заявок более чем сотни фотографов. Все работы – победители прошлых лет размещены в сети Интернет, и с ними может ознакомиться любой желающий. Да, в них есть много снимков с акций протеста, которые стали привычной частью белорусской действительности, но много и совершенно нейтральных бытовых снимков, фотографий патриотического содержания.
До появления информации о судебном разбирательстве по делу об экстремизме вся эта история с фотоальбомами воспринималась как некий казус, ведь сказать, что фотография нечто искажает, довольно сложно. «НГ» неоднократно писала о том, что по требованию президента Александра Лукашенко в стране создана такая система борьбы с инакомыслием, которая делает ставку даже не на его подавление, а на профилактику. Многие профессионалы отказываются работать в таких условиях, и на руководящих постах в стране все чаще оказываются недалекие, ограниченные люди. В истории с фотоальбомами надеяться можно лишь на то, что из Минска все-таки покивают гродненским бдительным чиновникам и историю как-то замнут.
Минск