Жанторо Сатыбалдиев (второй справа) выясняет на местах, где чего не хватает. Фото с официального сайта правительства Киргизии
«Перед Кыргызстаном стоит задача обеспечить рост ВВП в 2013 году на уровне 8%» – такую задачу поставил перед подчиненными премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. На фоне амбициозных заявлений киргизских чиновников экономика республики по-прежнему находится в тяжелом состоянии. Удерживаться на плаву стране помогают средства, получаемые от мигрантов, а также внешняя помощь – кредиты, гранты, гуманитарная помощь.Эксперты не исключают, что правительству удастся достигнуть озвученного Сатыбалдиевым уровня роста ВВП отчасти – за счет внешних вливаний, отчасти – за счет эффекта низкой базы. Сомнительнее в плане реализации представляются озвученные премьером наполеоновские планы значительно нарастить объемы экспорта текстильной и швейной продукции. По обещаниям Сатыбалдиева, этот показатель по итогам этого года вырастет на 10,1%, в 2014-м – еще на 18,4%, а в 2015-м – на 25%. В совокупности за три года экспорт продукции должен вырасти на 53,5%.
Обеспечить стабильный рост объемов производства будет сложно по нескольким причинам – в случае вступления республики в Таможенный союз, что предполагается сделать в течение 1,5–2 лет, текстильная отрасль Киргизии столкнется с проблемой резкого роста цен на сырье, закупаемое за рубежом. Кроме того, в ближайшие несколько лет ожидается обострение энергетического кризиса, что точно не способствует росту производительности.
Производство текстильной продукции – одна из немногих сфер, демонстрирующих уверенный рост. Большинство других сфер киргизской экономики если не деградировало, то стагнируют точно. В результате страна уже который год живет с дефицитом бюджета, причем размеры «дыры» постоянно увеличиваются. С начала января, дабы компенсировать нехватку средств, власти начали повышать налоги и таможенные сборы. При этом приток финансовых средств из-за рубежа в последнее время стал сокращаться. Доноры менее охотно выделяют средства для удержания республики на плаву, да еще и усиливают контроль за их расходованием, что, кстати, вызывает вполне объяснимое раздражение у некоторых местных чиновников.
Киргизская сторона нуждается в финансовой помощи практически во всех сферах – гранты и кредиты нужны для поддержания здравоохранения, образования, госуправления, ремонта инфраструктуры, обеспечения правопорядка и развития сельского хозяйства.
Местные новости то и дело пестрят сообщениями о том, что очередной донор намерен расщедриться и выделить миллион-другой долларов. Только за последние дни стало известно, что ОБСЕ, опасающаяся утечки боеприпасов, потратит 1 млн. долл. на строительство в Киргизии новых оружейных складов. Япония подарит мясорубки, парты, кровати, пособия и одежду для детских садов и школ на сумму в 114 тыс. долл. Всемирный банк недавно подарил киргизским фермерам 1200 тонн семян люцерны, эспарцета, картофеля, яровой пшеницы и ярового ячменя.
Подарки в страну идут постоянно, однако их не хватает. Отчасти потому, что объемы помощи не столь велики, чтобы обеспечить всех нуждающихся в семенах или мясорубках, с другой стороны, не стоит забывать и о массовом воровстве подаренных денег и имущества. В Киргизии нередки случаи, когда подаренные для школьников учебники пропадают по пути в школы и «всплывают» на книжных прилавках, аналогичные случаи происходили и с едой, одеждой, оборудованием.
Постепенно в стране усиливаются иждивенческие настроения. Внезапный отказ кого-либо из доноров вызывает не желание понять – почему, а раздражение. Позиция «нам все должны, а мы – никому» в последние годы укрепилась в киргизском обществе.
Вот пример. Один из самых богатых граждан Киргизии, владелец крупнейшего в регионе оптово-розничного рынка «Дордой» Аскар Салымбеков недавно сообщил: если Путин и Назарбаев хотят видеть Киргизию в числе участников Таможенного союза, они должны (!) создать для республики стабилизационный фонд в 5 млрд. долл. По мнению Салымбекова, таким образом, Россия и Казахстан за свой счет возродят киргизскую промышленность.
Интересно, что большая часть киргизской элиты, признавая скверное положение местной экономики, решение проблем ищет за рубежом. Кыргызстанцы обращаются за помощью к международным организациям, а также благополучным с точки зрения экономики странам. Тезис о необходимости сначала навести порядок у себя и лишь потом просить денег у соседей, в стране практически не звучит.
Наиболее активно инвестирует средства в местную экономику Китай. На деньги КНР в республике строятся объекты инфраструктуры (мосты, дороги, ЛЭП). С каждым годом растет присутствие «китайских товарищей» в горнорудной промышленности. Часть средств республика получает безвозмездно, часть – в виде кредитов.
К концу этого года неподалеку от столицы в городе Кара-Балте должен заработать построенный китайской компанией «Чайна петроль компани «Джунда» нефтеперерабатывающий завод. Инвесторы обещают киргизским чиновникам произвести до конца 2013 года 80 тыс. тонн готовой продукции, а также перечислить 20 млн. долл. налогов в государственный бюджет. Сырье для переработки предполагается закупать у сопредельного Казахстана.
Киргизские чиновники рассчитывают на то, что «нефтеперерабатывающий завод позволит сократить зависимость республики от импорта горюче-смазочных материалов, создаст новые рабочие места, а также увеличит поступления в доходную часть бюджета».
Одновременно с проникновением в экономику республики китайская сторона вкладывает средства в усиление культурного влияния в Киргизии. Как стало известно на днях, Институт Конфуция при Киргизском национальном университете (Бишкек) открыл восемь классов и 18 мультимедийных аудиторий, затратив на закупку оборудования более 300 тыс. долл., отправил на обучение в КНР свыше 600 кыргызстанцев, а также организовал курсы повышения квалификации для 800 преподавателей китайского языка. Очередной центр изучения китайского языка планируется открыть в Баткенской области.
Бишкек