Знакомство лидеров соседних стран получилось теплым.
Фото с сайта правительства Грузии
В среду правительственная делегация Грузии во главе с премьер-министром Бидзиной Иванишвили совершила визит в Азербайджан. Накануне он поздравил президента республики Ильхама Алиева с днем рождения, отметив в послании, что «с огромным нетерпением ждет первой встречи, которая состоится 26 декабря в Баку». Грузинский премьер также пригласил Алиева посетить Тбилиси в любое удобное время. С днем рождения азербайджанского президента по телефону поздравил и его грузинский коллега Михаил Саакашвили.
Теплота и душевность поздравительного послания несколько оттенили неожиданные вопросы, которыми Бидзина Иванишвили задался в ходе пресс-конференции, прошедшей в Тбилиси в понедельник. Как писала «НГ», премьер-министр выразил сомнение в целесообразности реализации транспортного проекта по строительству железной дороги Баку–Тбилиси–Ахалкалаки-Карс (БТАК). Иванишвили заметил, что не оспаривает геополитические достоинства БТАК, однако, с экономической точки зрения, он нуждается в некоторой корректировке. Премьер-министр уточнил, что с вводом в эксплуатацию БТАК может произойти переориентация грузов с грузинских черноморских портов Поти и Батуми на турецкие, а Грузинская железная дорога (ГЖД) также лишится части транзитных функций и соответственно финансовых поступлений. «Надо сделать так, чтобы функционирование БТАК не отразилось на работе наших портов и железной дороги», – сказал Иванишвили.
Но понятно, что такой желаемый расклад может существовать в том случае, если увеличится товарооборот. Азербайджан, взявший на себя основную часть финансирования проекта и предоставивший Грузии льготный кредит для строительства участка БТАК на своей территории, делает это не из каких-то альтруистических побуждений, и совсем не потому, чтобы БТАК существовал «на всякий случай». Именно этот железнодорожный маршрут Баку рассматривает в качестве основного связующего с Турцией и далее – с Европой, и, естественно, у него не болит голова за грузинские порты и ГЖД. Поэтому критическое высказывание Иванишвили азербайджанская сторона восприняла настороженно и с различных политических площадок не преминула напомнить о том, что Баку всегда и по всем вопросам шел и идет Тбилиси навстречу, в частности, по беспрецедентно низкой цене (200 долл. за 1 тыс. куб. – «НГ») поставляет газ. Однако «лафа» может и закончиться, если грузинская сторона решит прекратить выполнение своих обязательств в рамках проекта БТАК, которые были подписаны президентами трех стран – Азербайджана, Турции и самой Грузии.
Конечно, представить, что Грузия вдруг свернет работы на своем участке БТАК, может только воспаленный разум – основная часть строительства закончена, и запуск дороги намечен на весну 2013 года. Поэтому «НГ» предположила, что грузинская сторона неоднозначным заявлением о БТАК попыталась создать некий предмет торга, чтобы в ходе переговоров в Баку постараться добиться максимальных выгод. Будь то по вопросу транзитных ставок на новой железной дороге или, например, стоимости получаемого из Азербайджана газа. Причем второе кажется для нового грузинского правительства особо важным, поскольку выполнение предвыборного обещания о значительном снижении энерготарифов для населения представляется проблематичным.
Состоятельность этой версии «НГ» перед выездом в Азербайджан подтвердил министр энергетики Каха Каладзе. Он сказал, что одной из актуальных тем на встречах в Баку будет именно стоимость газа, и выразил надежду на то, что найдет понимание у азербайджанской стороны, после чего можно будет поработать над снижением тарифа для внутреннего пользования.
Но может статься, что надежды министра чересчур завышены. Азербайджанская сторона на экспертном пока уровне уже заявила, что Баку поставляет газ Грузии по не существующим в мире ценам: «Это фактически социальные поставки. А почему население Грузии получает газ по высоким ценам, вероятно, связано с внутренней структурой газораспределения, то есть эти причины от Азербайджана никак не зависят». Впрочем, никто из них не стал категорично утверждать, что власти откажут грузинской делегации в просьбе. Законы гостеприимства в Закавказье никто не отменял, тем более что это первый визит Иванишвили, и компромисс мог бы стать залогом хороших взаимоотношений – пусть даже снижение цены на поставляемый в Грузию газ будет символическим.
Сам Иванишвили уверен в прекрасном будущем грузино-азербайджанских отношений. «Я убежден, что Ильхаму Алиеву и мне удастся вывести их на новый качественный уровень», – заявил премьер-министр. Однако в Тбилиси не все настроены так оптимистично, намекая на то, что президент Саакашвили в телефонном разговоре с Алиевым мог не только поздравить его с днем рождения, но, пользуясь дружескими с ним отношениями, попросить кое о чем, что идет вразрез с планами нового правительства Грузии, любая удача которого негативно отражается на бывших властях, чей рейтинг опустился ниже некуда. А издание «Гурия-Ньюс» опубликовало «зловещую» информацию о том, что за день до визита Иванишвили Саакашвили командировал в Баку мэра Тбилиси Гиги Угулаву.
В азербайджанских экспертных кругах визит Иванишвили рассматривают вне «конспирологических теорий», фокусируя внимание конкретно на двусторонних отношениях. В частности, политолог Ильгар Велизаде заявил грузинским СМИ, что прежние правительства соседних государств наработали определенный ресурс взаимоотношений. «Надо подождать итогов визита Иванишвили в Баку и уже после этого можно будет говорить о новых контурах взаимоотношений, если они, конечно, появятся. Думаю, новое правительство Грузии является прагматичным. С учетом того, что с Россией у Тбилиси проблемы, и серьезных экономических партнеров, кроме Азербайджана и Турции, у него нет, то особых изменений в стратегическом векторе азербайджано-грузинских отношений ожидать не стоит», – считает Велизаде.