Томас Мелиа указал грузинскому правительству, на что обратить особое внимание.
Фото c сайта www.rferl.org
Региональный визит на Южный Кавказ заместитель госсекретаря США Томас Мелиа начал в четверг приездом в Грузию. В Тбилиси он встретился с премьер-министром Бидзиной Иванишвили, министром юстиции Теей Цулукиани, лидерами авторитетных НПО. Круг встреч и темы бесед представителя Госдепа свидетельствуют об озабоченности Вашингтона процессами в стране, являющейся главным союзником США на Южном Кавказе. Речь идет об арестах и уголовных преследованиях бывших высокопоставленных грузинских чиновников.
Новым властям Грузии не удается убедить западных партнеров в том, что преследований по политическим мотивам нет, и экс-чиновники вызывают интерес Фемиды исключительно из-за правонарушений. Общение на эту тему напоминает разговор немого с глухим. Представители Запада выслушивают аргументы Тбилиси с вежливой улыбкой, кивая, а завершают общение рекомендацией прекратить травлю политических оппонентов.
С одной стороны, пришедшей к власти «Грузинской мечте» (ГМ) и ее лидеру, премьеру Бидзине Иванишвили, в подобном раскладе стоит обвинять самих себя, только сейчас пытающихся наладить нормальные коммуникации с Западом. Но – с другой – можно подумать и о том, что упорство западных чиновников и экспертов, с каким они повторяют тезисы о недопустимости политических преследований, связано с желанием не выглядеть глупо. Ведь это именно они на протяжении почти 10 лет называли Грузию образцовым с точки зрения демократии государством в регионе, при том что вопиющие правонарушения были моментально вскрыты новой грузинской властью.
Томас Мелиа, вероятно, получил очередные заверения в том, что политических преследований в Грузии нет. На брифинге в посольстве США в Тбилиси он сказал, что доставит «обновленную информацию» по поводу арестов в Вашингтон и поделится ею с сенаторами, высказавшими озабоченность в коллективном письме премьер-министру Иванишвили. Попутно он приветствовал начало грузино-российского диалога по нормализации отношений в Женеве.
На этом позитив для Тбилиси, похоже, закончился. Другие высказывания Томаса Мелии свидетельствуют скорее о том, что он остался при своем мнении в отношении уголовных процессов над экс-чиновниками из «Единого национального движения» (ЕНД) – бывшей партии власти Грузии, нежели согласился с утверждениями Тбилиси об аполитичности процессов.
Заявление представителя Госдепа о том, что «Вашингтон считает: избранный лидер должен служить столько, на сколько лет он избран», можно расценивать как предупреждение о недопустимости атаки на президента Михаила Саакашвили. США недовольны акциями протеста с требованиями отставки глав администраций, которые проходят в грузинских регионах и периодически достигают результата. Но скандалы из-за этих местечковых событий, пусть они и являются нарушением принципов демократии, США устраивать не будут. А вот на попытки сместить Саакашвили до конституционного завершения полномочий в октябре будущего года Вашингтон закрывать глаза не станет.
Томас Мелиа подчеркнул, что США внимательно следят за переходным процессом и за не удающейся пока «коабитацией, традиция которой только внедряется в Грузии». При этом представитель Госдепа призвал «новое правительство жестко контролировать процесс следствия и предъявления обвинений бывшим чиновникам». «…Следствие и суд должны вестись с соблюдением самых высоких стандартов. Мы продолжим следить за этими процессами», – заявил Мелиа, выразив надежду на то, что «в Грузии будет инклюзивная демократия».
Бидзина Иванишвили, в свою очередь, встречу с Томасом Мелиа назвал очень позитивной, заметив, что «получил много советов от американской стороны, в том числе и по столь сложному вопросу, как мирное сосуществование политических партий». Премьер подчеркнул, что зафиксировал «сегодня со стороны Запада и США большее понимание ситуации, чем это было ранее», и поблагодарил американскую сторону за оказываемую помощь.
Приезд Томаса Мелиа и озвученные им конкретные месседжи новому правительству, похоже, вдохновили бывшую партию. Генсек ЕНД Вано Мерабишвили призвал Иванишвили «вместо вызовов в прокуратуру противопоставить оппозиции идеи и выполнение предвыборных обещаний». «Нам ежедневно приходится реагировать на то давление, которое оказывается со стороны прокуратуры и силовых ведомств на парламентариев, бывших государственных чиновников и, что самое главное, на действующие органы местного самоуправления», – заявил он.
Еще один представитель ЕНД Давид Сакварелидзе проигнорировал и повторный вызов на допрос по делу о продаже территории в центре Тбилиси в бытность высокопоставленным работником столичной мэрии. Подобная строптивость, пусть и появившаяся, возможно, вследствие критики Запада, вывела из себя главного прокурора Арчила Кбилашвили. Узнав о повторном отказе Сакварелидзе дать показания «по причине занятости в заседании парламента», Кбилашвили не исключил применения к депутату принудительных мер. Но в четверг стало известно, что Сакварелидзе ночью покинул Грузию, выехав предположительно в Брюссель. О цели его поездки в Бельгию ни члены семьи, ни однопартийцы сказать ничего не смогли.
Представители ЕНД нежелание являться на допросы объясняют еще и давлением, которое следствие оказывает на представителей оппозиции. Заинтересовавший и российские правоохранительные органы депутат Гиви Таргамадзе высказал предположение, что повесившийся в своем доме ночью в четверг замглавы администрации одного из районов Манучар Джохадзе совершил самоубийство именно после вызова в прокуратуру. «К сожалению, не все могут выдержать давление со стороны властей, и мы имеем такой результат объявленной нам войны со стороны власти», – подчеркнул Таргамадзе. Однако его версию косвенно опровергли близкие и друзья Джохадзе, заявившие журналистам, что общались с ним незадолго до гибели и он не производил впечатления человека, удрученного чем-то.