Президент Алмазбек Атамбаев готов дружить со всеми, кто даст Бишкеку денег.
Фото с официального сайта президента Киргизии
Киргизия может стать членом Таможенного союза (ТС) уже в будущем году. Об этом в Пекине сообщил Владимир Путин. Однако в самой республике интеграционные настроения меняются в зависимости от политической и экономической погоды. Сегодня в Бишкеке – мода на грузинский опыт реформирования страны и азербайджанские инвестиции.
Практически все эксперты, за исключением откровенно проправительственных, отмечают весьма хаотичный и непоследовательный характер действия Киргизии на внешнеполитической арене. Одновременно небольшая горная республика пытается выпросить денег у Китая, США, исламских стран, Турции, России и ЕС. Попытки усидеть одновременно на нескольких стульях приводят к непредсказуемым последствиям, но пока что наиболее значимый результат дали поездки руководства республики в КНР и Турцию. На порядок сложнее происходит взаимодействие на пространстве СНГ.
Россия так и не выделила Киргизии обещанные 106 млн. долл. из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, Казахстан никак не запускает совместный казахско-киргизский инвестиционный фонд, открытие которого было запланировано на август прошлого года.
Также следует отметить ставший в последний год модным кавказский вектор. В республике стало хорошим тоном ориентироваться на грузинские реформы (госчиновники постоянно командируются в Тбилиси – за опытом) и говорить при этом о скором приходе азербайджанских инвесторов. Ни то ни другое, правда, в реальность не воплотилось, но градус ожиданий весьма высок. В частности, на деньги азербайджанских инвесторов в Киргизии планируется возвести нефтеперерабатывающий завод. Аналогичный проект обещают реализовать и представители Поднебесной. Собственной нефти для деятельности данных объектов в стране нет, но в Бишкеке предполагают, что сырой нефтью с Киргизией поделится Казахстан.
Местные чиновники заявляют о горячем желании Киргизии попасть в Таможенный союз. В интервью сайту region.kg экс-глава МИД Эднан Карабаев отметил: «Страны Таможенного союза и будущего Евразийского – наши основные торговые партнеры. Именно на них приходится половина товарооборота Киргизии... Евразийский союз уже является крупнейшим в мире объединением по территории и шестым по ВВП. Это трудовой рынок на 170 миллионов человек, это экономика свыше 2,5 триллиона долларов».
Несмотря на заявления, реально к вхождению в ТС местные политэлиты особо не стремятся. Причину данного явления озвучил на круглом столе в Институте общественной политики (Бишкек) эксперт по государственному управлению Шерадил Бактыгулов: «Политическая элита республики не консолидирована и в выборе внешнеполитических приоритетов руководствуется порой личными бизнес-интересами, которые в большей степени ориентированы на китайских партнеров. В этой связи России придется выстраивать свои отношения с Бишкеком, исходя из политических и экономических реалий и, судя по всему, в условиях усиливающейся внешнеполитической конкуренции».
В то же время независимый эксперт Кубат Рахимов в интервью «НГ» сообщил, что одна из проблем во внешнеполитической деятельности Киргизии заключается в том, что она формируется, учитывая тактические, а не стратегические соображения. «Еще в прошлом году стоило создать пост вице-премьера по интеграции. Интересы Киргизии в деле вхождения в ТС должен представлять уважаемый всеми сторонами опытный политик и экономист, сопоставимый по весу со спикером или премьером», – заметил «НГ» эксперт.
Бишкек