«Белавиа» настаивает, что подвела пассажиров не по своей вине.
Фото с официального сайта департамента авиации Минтранса РБ
В «воздушной войне» Москвы и Минска, начавшейся в понедельник, объявлен перерыв – до четверга. Приостановленные вчера утром авиарейсы возобновлены. До установленного срока стороны должны договориться, чьи самолеты будут перевозить пассажиров из одной союзной столицы в другую. Конфликт, в котором вчера белорусы вынуждены были отступить, продемонстрировал особенности российско-белорусского сотрудничества в рамках Единого экономического пространства.
Вчера случилось невероятное – Москва закрыла небо для самолетов «Белавиа», а в ответ Минск отозвал разрешение на полеты в Белоруссию российских лайнеров. Конфликт разгорался стремительно, но так же быстро был приостановлен – до четверга. Как сообщил вчера на экстренно созванной пресс-конференции в Минске заместитель директора компании «Белавиа» Игорь Чергинец, стороны сумели договориться о том, что до назначенного срока, когда в Москве состоится обсуждение частоты полетов на сезон «Лето-2012», все рейсы будут совершаться по расписанию. Правда, он признался, что белорусской стороне все же пришлось пойти на компромисс и выдать своим российским коллегам разрешение на осуществление пяти рейсов в день, а не четырех, как было ранее. Собственно говоря, из-за этого одного дополнительного полета вчера и разгорелась очередная братская война, жертвами которой стали пассажиры двух рейсов, направлявшихся в Москву, – 180 человек.
Кстати, среди пассажиров была парламентская делегация Белоруссии. Депутаты летели в Алма-Ату на совет Межпарламентской ассамблеи стран – участниц СНГ транзитом через Москву.
Игорь Чергинец сообщил журналистам, что в соответствии с межправительственным соглашением от 1997 года российские и белорусский авиаперевозчики выполняют полеты на паритетной основе. По четыре рейса в день с каждой стороны. «Российская сторона захотела выполнять пять рейсов в день», – рассказал представитель белорусской компании. «Мы хотим больше рейсов, мы будем выполнять больше рейсов», – изложил он мотивацию россиян. По его информации, потребность в дополнительном рейсе возникла из-за передела рынка между российскими авиаперевозчиками. Белорусская сторона считает нецелесообразным увеличение числа рейсов по причине их неэффективности. «Фактически средняя загрузка на рейсах как белорусских, так и российских перевозчиков составляет до 55%. Это крайне низкая цифра для эффективной эксплуатации рейса», – считает Игорь Чергинец. Более того, по мнению «Белавиа», рейсов должно быть шесть, а не восемь и тем более не девять. «Российская сторона хочет получить коммерческий приоритет для своих авиакомпаний», – оценил он действия коллег.
Логично, что вину за произошедшее – задержку рейсов на четыре и три часа – в Минске возлагают на Росавиацию. «Российские авиационные власти отозвали разрешение для «Белавиа». Это решение поставило под угрозу планы пассажиров, многие из которых летели через Москву транзитом», – заявил Игорь Чергинец. При этом, по его мнению, сделано все было «не очень красиво». «Дождались, когда рейс «Аэрофлота» улетел в 6.10 из Минска, и только потом прекратили воздушное сообщение», – пояснил он.
Напомним, что в 6.30 понедельника Росавиация отозвала разрешение для «Белавиа» на авиасообщение с Москвой. В ответ белорусская сторона сделала то же самое для всех российских перевозчиков, имевших право на выполнение рейсов между двумя столицами.
Российская сторона была куда менее словоохотлива в своих комментариях. Однако, как следует из заявления Минтранса РФ, которое привел Интерфакс, переговоры в четверг будут далеко не простыми. Российская сторона «выступает за снятие всех ограничений по количеству рейсов, количеству частот и географии полетов и будет настаивать на отмене всех согласований на полеты с назначенными перевозчиками по данному направлению, которыми выступает «Аэрофлот» и «Белавиа», – заявил представитель Минтранса.
Белорусские пассажиры вчера все-таки прилетели в Москву, хоть и с опозданием. Фото Сергея Приходько (НГ-фото) |
ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» поддержал действия Росавиации по соблюдению межправительственного соглашения между Россией и Белоруссией по полетам между странами. «В летнем расписании 2012 года «Аэрофлот» планирует выполнение трех рейсов из Москвы в Минск в день, по одному рейсу в день – авиакомпании «Ютэйр» (РТС: TMAT) и «Сибирь». В свою очередь, авиакомпания Belavia подала заявку на выполнение четырех ежедневных рейсов в Москву плюс помимо регулярных полетов в столицу РФ Belavia намеревается открыть рейсы из Белоруссии в пять других пунктов РФ (Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Екатеринбург, Новосибирск)», – говорится в сообщении «Аэрофлота». Авиакомпания отмечает, что, «несмотря на существующий дисбаланс в пользу белорусской стороны, заявки на выполнение этих рейсов Росавиацией были подтверждены в полном объеме».
В белорусской экспертной среде воздушный инцидент вызвал практически единодушную реакцию. «Экономический диктат со стороны России», – оценил его директор по аналитике и исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман. «Они считают, что если Беларусь и Россия вместе в ЕЭП, то можно заставить белорусов играть по российским правилам», – полагает эксперт. По его мнению, дальновидные россияне хотят полностью захватить пассажиропоток, и тогда «прибыльность рейсов существенно повысится».
Политологи прогнозируют в среднесрочной перспективе большие проблемы, связанные усилением зависимости от России. Эксперты полагают, что после возвращения в президентское кресло Владимира Путина подобные ситуации то и дело будут возникать на разных сегментах рынка. Сил и аргументов для сопротивления у Белоруссии будет все меньше.
Минск