Споры вокруг Габалинской РЛС приобретают политический оттенок.
Фото Reuters
Азербайджан не подтверждает известие о том, что Баку запросил у России за аренду Габалинской РЛС 300 млн. долл. Но при этом не называет сумму, вокруг которой идет торг. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев ограничился опровержением информации о том, что переговоры по этому вопросу якобы зашли в тупик.
«Работы по продлению аренды РЛС продолжаются. Они ведутся на уровне экспертов, и, естественно, мы не можем пока раскрывать их детали», – заявил журналистам Абдуллаев.
Из-за отсутствия официального комментария местные издания предполагают, что, вероятнее всего, причина ужесточения позиции – в отсутствии продвижения в карабахском урегулировании. По мнению экспертов агентства «Туран», в последние четыре года президент Ильхам Алиев активно участвовал во всех встречах с армянским президентом, организованных при посредничестве главы РФ Дмитрия Медведева. Однако все эти переговоры оказались безрезультатными. В этой связи в официальных кругах в Баку высказывались мысли, что Москва ведет плохую игру, чтобы убедить Азербайджан в том, что искренне пытается помочь решению проблемы. Однако на самом деле Кремль не прилагает реальных усилий к этому и, затягивая время, фактически подыгрывает Еревану, считают эксперты агентства.
Между тем некоторые местные аналитики задаются вопросом, почему российская сторона слила информацию о еще не закончившихся переговорах? По их мнению, скорее всего это следует увязать с предстоящими выборами в России и сменой руководства страны. Очевидно, возникла необходимость объяснить, почему при Дмитрии Медведеве не состоялось достижение договоренности по Габалинской РЛС.
Маловероятно и то обстоятельство, что азербайджанская сторона именно на финишной стадии переговоров вдруг решила взвинтить цену, скажем, до 300 млн. долл. за аренду. Дело в том, что Азербайджан еще на начальной стадии переговоров по продлению аренды заявил, что намерен пересмотреть условия нового договора. В середине прошлого года завесу ожиданий Баку по дальнейшей судьбе РЛС приоткрыл «НГ» заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов.
«Нынешний размер арендной платы, который составляет 7 миллионов долларов, считаем неадекватным, с одной стороны, той ценности и важности, которую представляет эта станция для российской стороны как с точки зрения ее национальных интересов, так и с точки зрения региональной и международной безопасности, а с другой – тем рискам и угрозам, с которыми может столкнуться Азербайджанская Республика в результате продолжения функционирования этой станции», – заявил тогда замминистра. При этом, уточнив возможные пределы пересмотра арендной платы, Азимов сообщил, что «речь должна идти о нескольких сотнях миллионов долларов. Это бы соответствовало и международному опыту, в том числе и практике Российской Федерации в контексте подобных соглашений с другими государствами».
Анатолий Антонов отметил конструктивный характер переговоров. Фото ИТАР-ТАСС |
Основываясь на заявлении замминистра, можно предположить, что запрашиваемая Баку цена арендной платы для российской стороны не стала неожиданностью именно сегодня. Если это так, то кому понадобилось делать из этого сенсацию, – в ходе переговоров каждая из сторон может выдвигать те или иные условия.
Конструктивный характер переговоров по поводу продления аренды РЛС СПРН «Дарьял», расположенной в азербайджанской Габале, подтверждает и заместитель министра обороны России Анатолий Антонов, который, собственно, и ведет диалог со своими азербайджанскими коллегами по этой теме. Хотя и он не называет цифру, которая фигурирует в переговорных кругах. Между тем ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин сказал, что цена «в несколько сот миллионов долларов» нигде не фигурирует в договоренностях со странами СНГ, где расположены российские военные базы. За РЛС в Ганцевичах под белорусскими Барановичами Москва вообще не платит ни копейки. Оплачивает лишь электричество, теплоснабжение и воду. За такую же РЛС в казахстанском Сары-Шагане и ракетный полигон «Эмба», где проводят стрельбы зенитчики, – 27,5 млн. долл. в год. Только за космодром Байконур – 115 млн. долл. Но это космодром. Еще по 4,5 млн. долл. за каждую из трех баз в Киргизии – узел дальней радиосвязи ВМФ, испытательную базу противолодочного вооружения и сейсмическую станцию. За какую базу Москва платит сотни миллионов – большой вопрос.
Кроме того, считает он, если Баку заиграется с ценой, то Москва может вообще отказаться от Габалы. В накладе она не останется, в Армавире выходит на проектную мощность новая СПРН «Воронеж-МД». Американцы тоже не смогут использовать Габалу. Вряд ли, уходя из Азербайджана, российские военные оставят им возможность на ней работать.
Баку