Жесткие высказывания президента Александра Лукашенко в адрес российских СМИ могут обойтись Минску в 1,2 млрд. долл. В ответ на требования белорусского президента изгнать из страны российские СМИ в Москве заявили, что в этом случае Минск не получит долгожданного кредита из Стабилизационного фонда ЕврАзЭС.
«Больше всего истерии в российских средствах массовой информации», – заявил Александр Лукашенко на специальном совещании с правительством, на котором обсуждалось состояние потребительского и валютного рынков. «Я наблюдал и за нашими, и... за иностранными СМИ, которые здесь благодаря администрации президента стали господствующими средствами массовой информации, – признался Лукашенко. – Весь ажиотаж начинался оттуда». «Сделайте все, чтобы эти СМИ больше не присутствовали на нашей территории», – распорядился белорусский лидер. В этом контексте ремарка Лукашенко: «И не потому, что мы им хотим закрыть рот», – выглядела более чем странно.
К слову, влияние иностранных СМИ, и в первую очередь российских, соответствует действительности, так как власти не могут влиять на содержание их публикаций. Что касается местных, то негосударственных СМИ почти нет, а государственным население перестало верить из-за серьезного несоответствия содержания белорусским реалиям.
На выступление Лукашенко оперативно прореагировал МИД России. Официальный представитель Александр Лукашевич заявил: «В очередной раз из Минска раздались упреки в адрес ряда российских средств массовой информации, которые якобы неверно трактуют ситуацию в Белоруссии. Подобные высказывания белорусских представителей вызывают глубокое сожаление... Вместо серьезного анализа трудностей, которые действительно сегодня переживает белорусское общество, международной обстановки, сложившейся вокруг Белоруссии, и поиска мер по их преодолению в Минске решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Конечно, проще... запретить в этой стране деятельность ряда СМИ». По словам Лукашевича, такая позиция не только «не поможет созидательной работе, улучшению атмосферы российско-белорусских отношений» и «реализации наших важных договоренностей», но и «может навредить». Напомним, что самая важная договоренность Москвы и Минска на данном этапе касается выдачи Белоруссии кредита в 1,2 млрд. долл. из Стабилизационного фонда ЕврАзЭС, основные средства в котором российские.
Что касается других мер по преодолению кризиса, кроме запрета на российские СМИ, то они на совещании не назывались. Вернее, с точностью наоборот – рекомендуемые меры Лукашенко отмел: «Бандитской распродажи страны не будет. Ничего – ни «Белкалий», ни МАЗ, ни БелАЗ, ни БМЗ, ни другие, кто хочет что-то купить – никто ничего не купит без моего ведома».
Как выйти из сложившейся ситуации иным путем, должно решить правительство в течение месяца. В противном случае оно должно будет уйти в отставку. «Вы, Михаил Владимирович, и вы, Петр Петрович, первыми положите партийные билеты, говоря советским языком», – обратился Лукашенко к главе правительства Михаилу Мясниковичу и руководителю Нацбанка Петру Прокоповичу. Своей вины в экономическом кризисе Лукашенко не признает. Он привел данные некоего закрытого опроса граждан, из которого следует, что 25% белорусов считают виноватыми в кризисе самих себя, еще 24% обвиняют мировой финансовый кризис, 20% – правительство, Нацбанк и местные органы власти, только 10% – президента. Признавая, что страна жила в последние годы не по средствам и печатала много пустых денег, Лукашенко объяснил такую политику заботой о населении, которое хотело увеличения доходов. А в том, что руководство при этом «потеряло чувство меры», виноваты правительство и Нацбанк, заявил Лукашенко. Правда, экономическую политику в стране определяет отнюдь не правительство, а президент. За годы правления Лукашенко выстроил такую систему власти, в которой правительство только выполняет его указания и поручения.
Как уже писала «НГ», ссылаясь на экспертов, главная причина валютного кризиса в Белоруссии в том, что экономика страны не претерпела структурных изменений в постсоветский период и остается «сборочным цехом». Разница в том, что детали для этой сборки, сырье и энергоносители для поддержания производств в постсоветских условиях нужно покупать за пределами страны за валюту. Несбалансированность экспорта и импорта стала причиной дефицита внешнеторгового баланса и вымывания валютных запасов, что привело к дефициту валюты в стране. Свою лепту внесла популистская предвыборная политика необеспеченного роста доходов населения. По мнению экспертов, в настоящее время без внешнего финансирования (кредиты, доходы от приватизации или инвестиции) страна будет двигаться к экономической стагнации и банкротству. Политические репрессии в стране, жесткие приговоры оппонентам действующей власти делают невозможным сотрудничество Белоруссии с ЕС и международными финансовыми структурами. Нестабильная экономическая ситуация отпугивает потенциальных инвесторов. Антироссийские высказывания могут лишить Минск поддержки и от Москвы. Местные эксперты лишь разводят руками вместо ответа на вопрос: на что может рассчитывать Александр Лукашенко, проводя такую политику?
Минск