Российские поезда пойдут и в Иран.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)
Несмотря на экономические санкции против Ирана, Россия и Азербайджан не намерены сворачивать реализацию совместных с этой страной проектов. В частности, это касается строительства железной дороги в рамках международного транспортного коридора «Север–Юг».
Этот проект является одним из приоритетных направлений развития железных дорог России, Азербайджана и Ирана и призван обеспечить транзитные перевозки грузов из скандинавских стран до берегов Индийского океана.
Переговоры между Россией, Азербайджаном и Ираном, предварительно договорившихся совместными усилиями привести в надлежащий вид дорогу на территориях этих стран, ведутся 10 лет. Очередная трехсторонняя встреча состоялась недавно в Тегеране. По ее итогам были подписаны три документа, которые, бесспорно, послужат толчком в ускорении процесса реализации проекта. В частности, стороны договорились совместными усилиями построить железнодорожную линию Решт (Иран) – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан). С этой целью планируется создать общество с ограниченной ответственностью для проектирования, строительства и эксплуатации железной дороги. Уставный капитал совместного предприятия составит 3 млн. долл. Ожидается, что Россия, Азербайджан и Иран внесут в него равные доли.
По словам главы ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Арифа Аскерова, этот проект с экономической точки зрения очень выгоден. Не случайно о желании участвовать в нем заявили уже 17 стран.
Суть проекта заключается в продлении панъевропейского коридора Хельсинки–Петербург–Москва для мультимодальных (в железнодорожных вагонах, цистернах, контейнерах, автотрейлерах) перевозок через Азербайджан в Иран, Индию и страны Персидского залива.
По мнению экспертов, реализация проекта «Север–Юг» сулит очевидные преимущества не только участвующим в нем странам, но и другим государствам. Во-первых, сухопутный путь из Европы до Индийского океана сократится на 800 км, что позволит на первоначальном этапе увеличить объемы грузоперевозок в этом направлении до 5 млн. тонн в год, а в перспективе – до 20 млн. тонн.
Во-вторых, отправка грузов по этой железной дороге обойдется на 10–15% дешевле и даст преимущество во времени на 20 дней по сравнению с Суэцким каналом.
И наконец, «Север–Юг» фактически станет новой картой транспортных потоков, которая повлияет на расклады геополитические и геоэкономические. По этой причине задействованные в этом проекте страны намерены ускорить процесс его реализации.
Основной объем строительных работ будет проведен на территории Ирана. Что же касается азербайджанской стороны, то она должна модернизировать железнодорожный участок от станции Ялама на границе с Россией до Астары (на границе с Ираном) протяженностью более 500 км, построить четыре станционных пути (каждый по 1050 метров), таможенные и пропускные мосты, пункт по смене колесных пар, а также мост длиной в 101 метр. Реализация всего проекта оценивалась в 400 млн. долл. Однако с учетом повсеместно наблюдающегося роста цен, очевидно, эта цифра также претерпит изменение.
Баку