Министры иностранных дел ЕС потребовали отпустить на свободу всех белорусских политзаключенных.
Фото с сайта Совета Евросоюза
Совет министров ЕС принял вчера окончательное решение по Белоруссии. Введен запрет на въезд на территорию ЕС 158 белорусских чиновников и лиц, причастных к репрессиям в отношении оппозиции, правозащитников и негосударственных СМИ, которые начались 19 декабря и длятся уже более месяца. Санкции должны действовать, пока в стране остаются политические заключенные и сохраняются репрессии в отношении оппозиции.
Совет министров ЕС отменил мораторий на приостановление действия визовых санкций в отношении президента Александра Лукашенко и ряда высших должностных лиц страны, причастных к фальсификациям выборов и подавлению инакомыслия. Кроме того, ранее действовавший перечень дополнен 117 фамилиями. В нем вновь назначенные чиновники, судьи, которые выносили приговоры задержанным в ходе митинга 19 декабря, главы территориальных избирательных комиссий на минувших президентских выборах, представители силовых структур, а также работники государственных СМИ – пропагандисты власти, а также сыновья президента. Речь также идет о том, что их счета за рубежом, при наличии таковых, будут заблокированы.
Синхронно меры приняли и США. Причем решение США более жесткое, так как предусматривает запрет на работу с концерном «Белнефтхим» – основным экспортером и поставщиком валюты в страну. Европейские чиновники не решались на экономические санкции, несмотря на призывы белорусской оппозиции, родных и близких задержанных. «Пожалуйста, сделайте все, что в ваших силах, чтобы повлиять на решение Совета ЕС ввести самые жесткие санкции, которые только возможно, чтобы остановить произвол, который происходит в самом центре Европы», – призывали сестра экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, который остается в тюрьме КГБ, Ирина Богданова и дочь экс-кандидата, поэта Владимира Некляева Ева Некляева.
К министрам иностранных дел, которые вчера обсуждали санкции, Ева Некляева и Ирина Богданова обратились уже после того, как самому Некляеву и журналистке Ирине Халип – жене Санникова была изменена мера пресечения – с тюремного заключения на домашний арест. Женщины призывали европейских министров не воспринимать это как акт доброй воли и не поддаваться на уловки Лукашенко. О том, что замена одной тюрьмы на другую - не повод для смягчения санкций, заявляют белорусские политологи.
Напомним, что резолюция Европарламента содержала призыв к Совету министров ЕС о введении жестких, в частности экономических, санкций в отношении официального Минска. Так, предлагалось заморозить сотрудничество с МВФ, ЕБРР, Европейским инвестиционным банком, а также закрыть европейский рынок для основных экспортеров – «Беларуськалия» и нефтеперерабатывающих предприятий. Однако, по мнению европейских прагматиков, такой подход мог нанести ущерб рядовым белорусам. Когда номер подписывался в печать, информации о введении ЕС экономических санкций не поступило.
Визовые санкции – это то, что белорусская верхушка уже проходила и, как заявлял на прошлой неделе сам Лукашенко, к чему она привыкла. К тому же нельзя сказать, что визиты в Европу такие уж частые у белорусских чиновников. Скорее в наказании визами преобладает моральный аспект. В то же время для власти, которая способна в день выборов избить и посадить в тюрьму более 700 человек, моральный аспект имеет минимальное значение.
Показательно, что в тот день, когда в Брюсселе министры говорили о ситуации в Белоруссии, местные суды продолжали выносить политические приговоры. За «несанкционированную акцию» солидарности в поддержку тех, кто остается в тюрьме, которая прошла в Минске в воскресенье, 7–10 суток получили пять человек.
Весьма сложным в реализации будет решение ЕС и США увеличить объем поддержки гражданского общества и негосударственных СМИ в Белоруссии. Как отмечала «НГ» ранее, легальных путей поступления в страну этих средств нет.
Минск