Владимир Некляев приветствовал своих сторонников, оказавшись на свободе.
Фото Reuters
Сегодня Совет министров ЕС должен принять решение о санкциях в отношении официального Минска и лиц, причастных к репрессиям, начавшимся в день президентских выборов. Накануне из тюрьмы были отпущены четыре человека, проходящие по делу о массовых беспорядках 19 декабря. Эксперты считают, что освобождение задержанных – попытка официального Минска повлиять на решение Брюсселя.
В пятницу вечером на свободу вышла журналистка Наталья Радина, редактор наиболее раздражающего власти оппозиционного сайта, который в период выборов был информационным ресурсом кандидата Андрея Санникова. В субботу домой привезли экс-кандидата Владимира Некляева, члена его команды Сергея Возняка и жену Санникова, журналистку «Новой газеты» Ирину Халип.
Радина и Возняк выпущены под подписку о невыезде, Халип и Некляев помещены под домашний арест. Домашний арест означает запрет на общение с использованием средств связи, на право принимать кого бы то ни было у себя дома и выходить из него тоже. Кроме того, рядом постоянно будут присутствовать охранники. По словам жены Некляева Ольги, сказанным Интерфаксу, агенты КГБ охотно пьют чай в квартире оппозиционера. В то же время обвинения с вышедших из тюрьмы не сняты, и суды над ними начнутся уже в феврале. Обвиняемым грозит от 5 до 15 лет лишения свободы.
Как писала ранее «НГ», в понедельник в Брюсселе состоится заседание Совета министров ЕС, на котором будет рассматриваться вопрос введения санкций в отношении белорусских чиновников, причастных к избирательным фальсификациям, а также лиц, имеющих отношение к репрессиям, начавшимся сразу после президентских выборов. В пятницу брюссельское интернет-издание EuObserver сообщило, что планируется вернуть ранее приостановленные визовые санкции в отношении высших должностных лиц Белоруссии, а также расширить этот перечень до 158 человек за счет 30 судей, которые под копирку власти выносили приговоры более 700 участникам акции протеста 19 декабря, председателей 24 территориальных избирательных комиссий. Запретить въезд в ЕС также предлагается 10 журналистам госСМИ, которые фактически являются пропагандистами. По информации издания, вопрос о введении экономических санкций пока остается открытым, хотя высказывались предложения заморозить сотрудничество с МВФ, ЕБРР и Европейским инвестиционным банком и, что могло быть самым ощутимым, блокировать работу предприятий-экспортеров концерна «Белнефтехим». Именно это решение было бы самым болезненным, и именно его боится официальный Минск, несмотря на заявления Александра Лукашенко о том, что европейские санкции ему не страшны.
Как только на свободу вышли вышеупомянутые заключенные, эксперты в Минске заговорили о намерении Минска повлиять на решение европейских чиновников. Однако Минск сделал еще слишком мало для того, чтобы избежать санкций. «Это попытка расколоть единый фронт европейских политиков, которые выступают за жесткие санкции в отношении официального Минска», – считает белорусский политолог Валерий Карбалевич. По публикациям в европейских СМИ можно судить, что у Минска есть свои лоббисты в Европе. В частности, сообщалось о тайных визитах белорусских чиновников, в том числе главы администрации Владимира Макея, в соседнюю Литву. «Освобождение некоторых заключенных – это попытка усилить позиции тех европейских политиков, которые выступают против санкций и считают более правильной политику диалога, и тем самым ослабить позиции сторонников введения жестких санкций», – сказал «НГ» Карбалевич. При этом политолог обратил внимание на то, что на свободу вышли те люди, содержание которых в тюрьме вызвало наибольший резонанс в мире. Это женщины-журналисты, у одной из которых маленький ребенок, а также широко известный в Европе поэт Некляев, который к тому же и вовсе отсутствовал на площади в момент массовых беспорядков, так как был избит и доставлен в больницу. То есть фактически власти Белоруссии вынуждены идти на уступки под давлением общественного мнения, и едва ли имеет смысл это давление прекращать, пока в тюрьме остаются экс-кандидаты в президенты Андрей Санников, Николай Статкевич, Алексей Михалевич и их доверенные лица, глава Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько и другие оппозиционные активисты.
Ранее в комментариях «НГ» Валерий Карбалевич говорил о том, что политические заключенные обязательно станут предметом торга Александра Лукашенко с Европой. По его мнению, высказывания Лукашенко о его готовности к компромиссу – знак того, что он готов начать торг. Теперь ход за Брюсселем.
Минск