Белорусские НПЗ получили «питание».
Фото Reuters
Сегодня ПАСЕ примет решение в отношении Белоруссии. Известно, что оно не сулит ничего хорошего ни президенту Александру Лукашенко, ни его окружению. На фоне ухудшающихся отношений с Западом белорусский лидер делает очередной разворот в сторону Москвы, соглашаясь на ее условиях создавать совместные предприятия, и меняет риторику в адрес руководства страны-союзницы.
Завтра вновь назначенный президент Белоруссии Александр Лукашенко представит парламенту кандидатуру премьер-министра. Фактически завтрашнее мероприятие носит формальный характер, так как глава правительства уже назначен месяц назад. Михаил Мясникович даже успел совершить свой первый зарубежный визит – в Россию. Комментируя такое откровенное пренебрежение законодательными нормами четырежды президентом Александром Лукашенко, эксперты чаще всего говорили о том, что в условиях сильного внутреннего сопротивления им двигало желание заручиться поддержкой номенклатуры. Это важно не только по политическим, но и по экономическим мотивам.
Российская нефть с 1 января не поступала в Белоруссию из-за того, что сторонам не удавалось договориться о цене. Российские поставщики настаивали на том, чтобы к согласованной на межгосударственном уровне цене прибавлялось 45 долл. Это было им нужно для того, чтобы сделать равнодоходными поставки нефти и нефтепродуктов. Нефтяное напряжение было снято только в минувший понедельник вечером, когда стороны подписали-таки контракты на поставку нефти на белорусские НПЗ. Правда, сам факт подписания контрактов решает проблемы лишь частично. Белорусские НПЗ смогут покупать нефть, но вот зарабатывать на этом будет сложно. Минск получил контракты на российских условиях, утверждают представители нефтяного рынка и эксперты. Такие поставки невыгодны Белоруссии не только потому, что за ними стоят дополнительные затраты – 900 млн. долл., по расчетам экспертов. Дело в том, что они делают невыгодными для российских компаний давальческие поставки на белорусские НПЗ. Напомним, в предыдущие годы соотношение собственной и давальческой нефти было 50:50. Оно было оптимальным для Белоруссии, так как для загрузки НПЗ собственными силами на 100% недостаточно средств. Теперь, когда давальческая переработка становится невыгодной российским компаниям, перед белорусскими переработчиками возникает проблема обеспеченности финансами для закупки нефти и соответственно при их недостатке – проблема загрузки.
Уступка по нефти – не единственная со стороны Белоруссии. Во вторник в Минске глава «Росатома» Сергей Кириенко и первый вице-премьер Владимир Семашко подписали план реализации проекта по строительству АЭС и договорились подписать соответствующее межправительственное соглашение в конце февраля – начале марта. Напомним, весь предыдущий год Лукашенко грозился, что отдаст контракт на строительство белорусской АЭС западным или китайским партнерам. Эксперты при этом отмечали, что при участии в проекте России и на предлагаемых ею условиях зависимость от нее не только не снизится, для чего задумывалось строительство атомной станции, но даже повысится. Логично, что сегодня эксперты в Минске констатируют усиление этой зависимости.
Пока неизвестно, повлияет ли это как-то на отношения Минска с Брюсселем, который последние два года потратил на то, чтобы уменьшить зависимость Белоруссии от России. Принятая Европарламентом резолюция носит достаточно жесткий характер. Не отличается мягкостью и проект резолюции ПАСЕ, который сегодня будет обсуждаться. ПАСЕ подтверждает свое решение приостановить контакты на высшем уровне с властями Белоруссии до тех пор, пока не будет существенного прогресса в отношении демократических ценностей и принципов, которые отстаивает Совет Европы.
Напомним, решение о санкциях в отношении властей Белоруссии Евросоюз намерен принять 31 января на заседании Совета министров ЕС.