Михаил Мясникович – новый премьер-министр Белоруссии.
Фото с сайта правительства республики Беларусь
Завтра новый глава белорусского правительства Михаил Мясникович посетит Москву со своим первым зарубежным визитом. Как сообщила пресс-служба белорусского премьера, он встретится с премьер-министром России Владимиром Путиным. Они обсудят условия поставки нефти в Белоруссию в 2011 году, цену природного газа для республики на текущий год, строительство белорусской АЭС, а также вопрос предоставления Минску финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Глава Академии наук Белоруссии Михаил Мясникович получил новое назначение 28 декабря, через неделю после президентских выборов. Обескураженные кровавым разгоном митинга протеста, ежедневными арестами и обысками, граждане страны не обратили внимания на то, что и назначение главы правительства произошло с нарушением закона. Так, Конституция гласит, что премьер-министр назначается президентом только с согласия парламента. Подтверждая декоративность этого законодательного органа, президент Александр Лукашенко его согласия на это не спрашивал. К тому же и сам вновь избранный президент еще не вступил в должность. Инаугурация Лукашенко должна состояться 21 января.
Михаил Мясникович – типичный функционер. Инженер по образованию, еще в советское время работал министром жилищно-коммунального хозяйства, председателем госплана и заместителем главы Совета министров БССР, а затем и заместителем главы правительства уже независимой Белоруссии. В 1995–2001 годах возглавлял администрацию Лукашенко. Накануне очередных президентских выборов Мясникович был заподозрен в излишней самостоятельности и президентских амбициях и сослан в науку. Его, далекого тогда от науки человека, назначили председателем президиума Национальной академии наук, в то время как раньше на эту должность могли претендовать только академики, коим Мясникович не был. Его вхождение в научную среду было насильственным и непростым как для него самого, так и для ученой общественности.
Возвращение Мясниковича из политического небытия местные эксперты оценили по-разному. Кто-то, помня, что, будучи во власти, он был умеренным рыночником, предположил, что Белоруссия теперь будет пытаться проводить экономическую либерализацию, в том числе приватизацию. Другие полагают, что ключевым фактором стал опыт аппаратной работы и связанная с этим предсказуемость нового первого министра, а также его огромные связи как внутри страны и по вертикали, и по горизонтали, так и в России. Что касается президентских амбиций, то, с одной стороны, девять лет «ссылки» должны были научить Мясниковича смирению, с другой стороны, его фигура как нельзя лучше подходит на роль преемника. К тому же при определенных обстоятельствах он может взять управление страной на себя в соответствии с Конституцией.
Анализ плачевного состояния белорусской экономики, последствий бездумного расходования денег накануне выборов, а также возможной внешнеполитической изоляции дает основания предполагать, что Лукашенко реально боится обвала экономики и готов смириться с присутствием во главе правительства человека, способного принимать самостоятельные решения. При неудачном развитии событий на него можно будет списать все грехи экономической политики.
О нездоровье белорусской экономики свидетельствует огромное внешнеторговое сальдо. По итогам 11 месяцев оно составило 6,5 млрд. долл., что на 2 млрд. долл. больше, чем в прошлом году. Основная проблема в энергоносителях. Белоруссия уже не зарабатывает большие деньги на нефтепереработке (доходы от энергетического экспорта снизились на 20%, а расходы увеличились на 5%). Более того, в настоящее время над белорусской нефтепереработкой и вовсе нависла угроза остановки. Ранее «НГ» со ссылкой на источники в нефтяной сфере писала, что запаса нефтяного сырья не хватит даже до конца месяца. Вчера появились первые тому подтверждения – европейские СМИ пишут о том, что Белоруссия прекратила поставки в Европу дизельного топлива.
Напомним, что российские компании не заключили с белорусскими переработчиками договора на поставку нефти в 2011 году. Официально причины не озвучиваются. По неофициальной информации, камнем преткновения стали 45 долл. на каждой тонне, которые российские поставщики добавили к цене, оговоренной на межгосударственном уровне. Таким образом, пока ЕС обсуждает, ограничиться ли ему введением только визовых санкций в отношении официального Минска или усилить их экономическими, Россия уже применяет очень серьезные экономические санкции.
Нервозность в белорусском обществе нарастает из-за стремительного роста цен. Вплоть до того, что Министерство экономики разрешило поднимать цены даже на социально значимые товары – молоко и хлеб. Правда, ограничив их рост 0,7% в месяц. Вчера на совещании по поводу экономического развития страны Лукашенко признал, что придется непопулярно «подвинуть» цены на коммунальные услуги, но предупредил правительство, что рост не должен превысить 5 долл. в год. Студенты вузов и их родители «обрадованы» повышением стоимости обучения на 15–20%. Только сегодня они узнают, что стоимость повысилась уже с 1 января.
Критично Лукашенко вчера высказался и по поводу прошлогодней практики внешних заимствований. «Жить надо по средствам. Никаких печатаний денег, никаких заимствований. Хватит», – поставил задачу глава белорусского государства.
Косвенно президент вчера подтвердил прогнозы экспертов о том, что уж в этот раз дело дойдет до приватизации «фамильного серебра». «Мы предложили, и это уже не секрет, «Беларуськалий» (к продаже. – «НГ»), признался Лукашенко и предупредил, что «больше 25% мы не продадим». Белорусский президент традиционно рассуждал о том, что за бесценок никто ничего не возьмет. Однако факт остается фактом – приватизация с участием иностранного капитала (у белорусского таких денег нет) – вопрос решенный. Вероятно, о роли российского капитала в ней также пойдет речь в ходе встречи Путина и Мясниковича.
Минск