Восхитившему Запад выступлению Михаила Саакашвили Москва не поверила.
Фото Reuters
В среду МИД Грузии выступил с заявлением, в котором выразил надежду на «начало конструктивного диалога между Москвой и Тбилиси», что могло бы стать «встречным шагом России в ответ на выступление президента Михаила Саакашвили» во вторник в Европарламенте. Аналогичное заявление также в среду распространил МИД Франции. Пресс-секретарь этого ведомства Бернар Валеро пояснил европейским СМИ: если Грузия заняла позитивную позицию, способствующую решению конфликта, то закономерно ожидать, что Россия ответит адекватно.
Во вторник «НГ» сообщила, что, выступая в Европарламенте, президент Грузии Михаил Саакашвили фактически взял одностороннее обязательство отказаться от применения силы в деле восстановления территориальной целостности страны и объявил о готовности к переговорам с Россией без предусловий.
В заявлении главы грузинского государства, восхитившем Запад, более примечательна вторая часть. Ибо представить силовую попытку восстановления юрисдикции над Абхазией и Южной Осетией, когда там дислоцированы российские военные базы, а сама Россия обязалась быть гарантом безопасности республик, может только совсем уж нездоровое воображение.
До выступления в Страсбурге Саакашвили признавал необходимость переговоров с Москвой, но подчеркивал, что диалог станет возможен, если российская сторона начнет относиться к грузинской равноправно, что, в его трактовке, означало «деоккупацию грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии». Изменение позиции стало неожиданностью и может быть связано с его встречей с президентом США Бараком Обамой в ходе саммита НАТО в Лиссабоне.
Запад неоднократно подчеркивал, что Тбилиси следует задуматься над состоянием отношений с Москвой. Об этом в ходе визитов в Грузию говорили не только некоторые европейские лидеры и госсекретарь США Хиллари Клинтон, но и такой «заклятый друг» Москвы, как вице-президент Джо Байден. Теперь, возможно, на эту же тему и в том же духе пришлось высказаться Обаме. Настойчивость Запада в вопросе немедленного налаживания контактов с Москвой может объясняться и возможными переменами в Кремле: если в 2012 году туда вернется Владимир Путин, то, взяв во внимание личные неприязненные отношения двух лидеров, изменить что-то в грузино-российских отношений будет много сложнее. Однако с учетом жестких заявлений нынешнего российского президента Дмитрия Медведева, называвшего Саакашвили и «персоной нон грата», и «военным преступником», и «нерукопожатным» и без экивоков давшего понять, что переговоры с нынешними властями Грузии невозможны, непонятно, как может начаться диалог сейчас.
Комментарий МИД РФ, опубликованный на сайте ведомства, подтверждает это. В нем выражено сомнение в искренности выступления Саакашвили и, в частности, говорится: «...Любые «торжественные обещания» грузинского руководства можно воспринимать всерьез лишь после того, как они будут, как говорится, положены на бумагу и обретут юридическую силу. Россия по-прежнему считает, что путь к обеспечению мира и безопасности в Закавказье лежит через юридическое закрепление обязательств о неприменении силы между Тбилиси и Цхинвалом, а также Тбилиси и Сухумом».
Впрочем, «большая» политика на то и «большая», что непредставимое сегодня может стать явью завтра. И, скажем, процесс разрядки грузино-российских отношений мог бы начаться с подписания в рамках регулярных Женевских консультаций по безопасности на Кавказе договора о ненападении между Грузией и Россией, как предлагает Тбилиси. В свою очередь, грузинская сторона без каких-то условий, допустим, могла бы передать Москве российских граждан, арестованных недавно по «шпионскому делу», если будет соответствующий запрос. Есть о чем поговорить и по вопросу вступления России в ВТО, чему на правах члена этой организации препятствует Грузия. Все это решать, конечно, политикам.
Пока же большинство экспертов считают, что Саакашвили сделал, может, и чуть запоздалый, но хороший ход, во второй раз протянув Москве «руку дружбы». Как сказал видный грузинский политолог Сосо Цинцадзе, на виду у всего мирового сообщества российской стороне будет сложно отказаться от предложения Саакашвили, а тем более объяснить причины отказа. Если же это произойдет, то Тбилиси может записать в свой актив еще один балл на информационном поле противостояния с Москвой в дополнение к уже имеющимся и нарастить свое преимущество – при неоднозначном восприятии мировым сообществом августовских событий 2008 года в политико-информационном обеспечении своих действий российская сторона явно не преуспела. Независимость бывших грузинских автономий вслед за Венесуэлой, Никарагуа и Науру никто признавать не собирается, а разговоры о чрезмерной силе, примененной Россией в Цхинвальском регионе, сменились конкретными резолюциями, в которых Абхазия и Южная Осетия называются «оккупированными территориями» – как того желала грузинская сторона, и в них фигурируют требования: «уважать территориальную целостность и суверенитет Грузии», «приступить к деоккупации» и т.п. Последний из документов с этими формулировками был принят на парламентской сессии стран НАТО за несколько дней до Лиссабонского саммита.
Вместе с этим в экспертном сообществе отмечают: чистая политика – политикой, а необходимость урегулирования отношений с Москвой для Тбилиси перешла в ряд острых практических проблем и без каких бы то ни было подсказок Запада. Ведь с момента разрыва дипломатических отношений с Россией объем инвестиций в грузинскую экономику с приблизительных ежегодных 2 млрд. долл. сократился вдвое – потенциальных инвесторов банально отпугивает «непонятная» ситуация. «Михаил Саакашвили заявил с трибуны Европарламента то, о чем должен был заявить до сих пор и чего наши западные партнеры давно ждали от него, но лучше поздно, чем никогда. Если бы грузинская сторона раньше декларировала неиспользование силы и инициировала стратегию относительно оккупированных территорий, ситуация в Грузии была бы совсем другой», – считает один из лидеров парламентской оппозиционной Христиан-демократической партии Ника Лалиашвили.