Российским кораблям могут разрешить свободно перемещаться в украинских водах.
Фото Reuters
В понедельник президенты Украины и РФ встретятся в рамках бизнес-форума в Геленджике Краснодарского края. Информированные источники в Киеве утверждают, что Янукович и Медведев обсудят «крымские вопросы» – начиная от проекта строительства моста через Керченский пролив и заканчивая уточнением условий базирования Черноморского флота. Официально не сообщается, будут ли подписаны какие-либо документы по итогам переговоров, однако эксперты сходятся во мнении, что главы государств только согласуют позиции. Ведь за последние полгода в крымском измерении украинско-российских отношений произошло много перемен и появились новые конфликтные линии.
Ранее чиновники в Киеве рассказали СМИ, что еще в апреле главы государства договорились к осени подготовить дополнения к документам, регламентирующим пребывание российского флота на украинской территории. В целом речь шла о том, чтобы отменить принятые при президенте Ющенко жесткие ограничения. «Упростить процедуру согласования передислокации и пересечения границы, ввести льготный режим таможенного оформления поставок материально-технических средств для флота, предусмотреть возможность замены устаревших образцов техники и судов», – коротко пояснил один из чиновников суть готовящихся документов. Он уточнил, что украинская сторона готова идти на уступки, однако выступает с рядом своих предложений. Киев, по словам источника «НГ», предлагает уточнить не только организационные, но и финансовые вопросы, связанные с базированием флота.
О том, что последняя тема беспокоит украинскую сторону, заявил на днях председатель севастопольской городской государственной администрации Валерий Саратов.
Он сказал: «Нас, конечно, ситуация по предприятиям Черноморского флота совсем не устраивает. В этом году у них сократилось количество рабочих мест процентов на 12. Соответственно мы получили меньше денег в бюджет. Совсем плохо со Строительным управлением ЧФ, которое начало процедуру банкротства, очень плохая ситуация на 13-м заводе ЧФ: они практически стоят без заказов. Мы приняли решение и будем направлять письма в комиссию по Черноморскому флоту, потому что, к моему большому сожалению, если вещи называть своими именами, на сегодняшний день наши ожидания в связи с подписанием харьковских соглашений не оправдались».
Один из городских чиновников подтвердил газете, что, несмотря на апрельские договоренности президентов, флот остается одним из крупнейших должников: «Планировалось, что российская сторона будет вкладывать деньги в социально-экономическое развитие Севастополя, но вместо этого флот наращивает долги перед коммунальными предприятиями, Пенсионным фондом, перед тысячами горожан, которые не получают зарплату на предприятиях флота. Сроки пребывания продлили, но рабочие места сокращаются, денег на развитие нет».
Поясняя ситуацию, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец напомнил, что с 1997 года, когда был подписан базовый договор о базировании флота, арендная плата российской стороны составляет до 100 млн. долл. в год. Эта сумма списывается с газового долга Украины перед РФ, накопленного до момента подписания флотских соглашений. А специфические затраты Севастополя, связанные с базированием флота, должны компенсироваться из госбюджета Украины. Хотя руководство города всегда выражало скрытое недовольство размером компенсаций, однако эти деньги в бюджет Севастополя поступали. «Другое дело, что флот стал хроническим должником города по оплате коммунальных услуг, по отчислениям в Пенсионный фонд. Остаточный принцип финансирования этих статей сложился еще в тот период, когда речь шла о выводе флота в 2017 году, но и теперь, после харьковских соглашений Януковича и Медведева, ситуация, видимо, не изменилась», – сказал Згурец.
Две недели тому назад советник-посланник посольства РФ в Украине Всеволод Лоскутов заявил украинским СМИ, что Россия и ранее вкладывала деньги в развитие Севастополя, и намерена это делать впредь. Он уточнил, что речь идет о части арендной платы, которую Россия платит за базирование ЧФ, а также о целевых программах строительства жилья и создания инфраструктуры для офицеров ЧФ в Севастополе. Лоскутов подтвердил, что финансирование может быть увеличено после подписания дополнений к рамочным украинско-российским соглашениям. Кстати, примерно в то же время прозвучало заявление главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого о намерении российской стороны начиная с 2013 года ежегодно поставлять на ЧФ один-два новых корабля.
Депутат крымского парламента Леонид Пилунский считает, что сейчас наступает переломный момент в украинско-российских переговорах: «Все годы базирования флота ситуация с финансированием была абсолютно непрозрачной. Арендная плата в счет газового долга, перечисление средств на текущие расходы и коммунальные услуги, финансирование программ развития в Севастополе – это абсолютно разные линии. Никто в Украине не скажет, сколько денег и каким образом, через какие бюджеты перечислено на ту или иную статью расходов. Не сомневаюсь, что в целом получились бы приличные суммы – возможно, миллиарды долларов. И сколько из этих средств ушло в карманы чиновников – можно только догадываться». Депутат допустил, что у российского руководства дошли руки до ревизии этого вопроса и что Медведев намерен с Януковичем обсудить процедуру и механизм аудита, прежде чем вести переговоры о дальнейшем финансировании программ, связанных с базированием ЧФ в Крыму.
Пилунский считает, что украинский президент тоже приедет в Геленджик не с пустыми руками. Летом по распоряжению Януковича в Крыму работала специальная межведомственная группа по земельным вопросам, которая выявила нарушения, прямо задевающие интересы флота. Как недавно рассказал журналистам эксперт комиссии по проверке законности земельных распоряжений прежнего руководства севастопольской госгорадминистрации Игорь Сизов, выяснилось, что под конец правления Ющенко местные власти продали частным компаниям и физлицам около 400 га земель в Севастополе, которые по документам числятся в аренде у ЧФ. Агентство «Росбалт» обнародовало подтверждающие документы и перечень участков, общая площадь которых составила до 10% земель, де-юре арендованных флотом. Эксперты агентства сделали вывод, что уходящая украинская власть не учла возможность продления сроков базирования ЧФ в Севастополе. Недавно в СМИ появились публикации о готовящемся со стороны РФ судебном иске по поводу незаконной продажи земель.
Леонид Пилунский считает, что в земельных аферах могли быть замешаны те же люди, которые курировали финансирование программ развития Севастополя. «Это все превратилось в комок коррупции, в котором, думаю, были увязаны и российские, и украинские отдельные чиновники. Флот для них стал только прикрытием. Как и проект строительства моста через Керченский пролив – только удобной вывеской для освоения денег: технической документации еще нет, но уже называются совершенно разные суммы, якобы требующиеся для строительства», – сказал депутат.
Комментируя вопрос о возможности начала масштабной ревизии всех программ и финансовых потоков, депутат Пилунский отметил, что эта проблема еще шире, ведь потребуется провести инвентаризацию всех земель и имущества флота. Несколько лет тому назад эту работу попыталась начать экс-глава Фонда госимущества Украины Валентина Семенюк-Самсоненко. Однако в интервью «НГ» она признала, что украинско-российская группа экспертов не смогла завершить работу из-за политического противодействия, которое исходило от среднего звена управления, а не из центральных органов власти.
На днях руководитель крымского правительства Василий Джарты подтвердил, что одна из главных тем переговоров президентов в понедельник – это строительство керченского транспортного перехода. Крымские чиновники отмечают, что документы могут быть подписаны до конца октября, ведь планировалось соединить Крым и Кубань к Олимпиаде 2014 года. Это позволит на 450 километров сократить маршрут на отрезке Херсон–Новороссийск, а также создать кратчайший сухопутный путь из Лондона в Шанхай. Ранее посол РФ в Украине Михаил Зурабов заявил, что переход позволит также объединить украинскую и российскую курортные зоны. То есть речь шла не только о транспортной развязке, но о масштабнейшем инвестиционном проекте.
Через пару недель украинско-российский бизнес-форум, посвященный сотрудничеству в инвестиционной сфере, состоится в Киеве. Чиновники предполагают, что встреча будет приурочена к очередному заседанию украинско-российского Комитета по экономическому сотрудничеству под руководством премьер-министров. Дата переговоров Владимира Путина и Николая Азарова назначена на 26 октября. А в ноябре состоится очередная встреча президентов, которые, вероятно, вернутся к вопросу о финансировании программ, связанных с базированием флота.
Киев