Самолеты «Антонова» теперь будут делать в Украине и России.
Фото ИТАР-ТАСС
Украинско-российское авиастроительное совместное предприятие будет создано, как и планировалось ранее, в октябре. Об этом сообщил министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников. Однако отраслевые эксперты, уточняя заявление чиновника, утверждают, что создание СП – это своеобразный политический компромисс. Оно не является даже началом той интеграции, на которую ориентировалась российская сторона.
В украинском информационном поле слова Колесникова о том, что предприятие будет создано на паритетных началах, преподносятся как победа украинской стороны в переговорах с российской. Дело в том, что Киев последовательно отстаивал идею интеграции по принципу 50 на 50 с апреля, когда российский премьер Владимир Путин впервые обнародовал идею объединения авиастроительных мощностей. Поясняя позицию украинской стороны, генеральный конструктор концерна «Антонов» Дмитрий Кива ранее сказал: «Интеграция должна быть выгодна обеим сторонам. Поглощение же одного партнера другим может привести к развалу».
В России придерживались противоположного мнения. Как летом пояснил украинским журналистам глава ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Алексей Федоров, предлагаемая Киевом схема не является оптимальной: «Кто-то должен быть старшим, это должно быть принято. Мы знаем примеры, когда в сложных компаниях пытались сохранить паритетность, но рано или поздно это кончалось конфликтом интересов акционеров, тупиком и очень сложным выходом из него».
Однако нынешнее сообщение о паритетных началах создания украинско-российского СП отнюдь не свидетельствует о победе украинской стороны в переговорах с российской, утверждают эксперты. Аналитик инвестиционной компании Astrum Игорь Билык сказал «НГ»: «Анонсированное на октябрь событие – это даже не начало процесса интеграции. Ведь новое СП будет заниматься координацией проектов – продажами продукции АНТК им. Антонова, маркетинговыми вопросами, организацией поставок комплектующих и т.п.». Эксперт добавил, что, по данным открытых источников, новое СП будет создаваться на базе дочерней структуры ОАК – компании «Гражданские самолеты». Его центральный офис будет находиться на территории РФ, а уставный капитал СП составит примерно 1 млн. долл. в российских рублях.
Подтверждая сказанное, российская сторона уточняет, что СП кроме решения текущих проблем сотрудничества авиастроителей будет также заниматься подготовкой к реальной интеграции. Недавно вице-президент ОАК Александр Туляков так сформулировал задачи СП: «Координация процессов интеграции, ведение единой политики в области производства, комплектации, маркетинга и продаж. Совместное предприятие будет координировать ход слияния российского и украинского авиапромов».
Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец обратил внимание на тот факт, что авиастроительные предприятия в России и Украине имеют разную форму собственности: «Прежде чем говорить об объединении или слиянии, потребуется свести все к единому знаменателю – провести акционирование и корпоратизацию украинских предприятий». Игорь Билык считает, что этот процесс потребует длительного времени: «Нужно учитывать, что в Украине на законодательном уровне запрещено менять форму собственности стратегических предприятий, к числу которых относится авиастроительная отрасль. Поэтому вначале придется провести этот вопрос через Верховную Раду. Сам по себе процесс корпоратизации потребует около полугода. А после него еще около года будут проводиться аудит и оценка всех активов. И только по итогам этой длительной и сложной работы можно будет серьезно говорить об условиях и сроках украино-российской авиастроительной интеграции». Сергей Згурец уточнил, что теоретически могут обсуждаться две схемы: либо объединение 50 на 50, либо создание единой управляющей компании. Но эксперт добавил, что, говоря о столь длительном подготовительном периоде, нужно учитывать политическую составляющую: на 2012 год в Украине запланированы парламентские выборы, после которых, вполне вероятно, придет новое правительство.
Хотя эксперты отказываются обсуждать столь отдаленные перспективы, некоторые чиновники на условиях анонимности раскрывают журналистам подробности ведущихся переговоров. По словам одного из них, планируется до конца текущего года утвердить в Верховной Раде все решения, позволяющие выделить наиболее привлекательные, с точки зрения россиян, предприятия: «ОАК интересуется в первую очередь конструкторским бюро им. Антонова как мощной и конкурентоспособной проектирующей структурой. Они предлагают вывести из состава компании ремонтно-технические предприятия, авиакомпанию, другие активы, которые россиянам не нужны».
Сергей Згурец подтвердил, что российская сторона относится к объединению авиастроителей прагматично и не собирается поддерживать на плаву те украинские предприятия, продукцию которых можно заменить российскими поставками. «В Киеве, конечно, не хотят, чтобы объединение привело к ущемлению национальных интересов, чтобы в итоге мы вообще потеряли контроль над перспективной отраслью. Но, с другой стороны, без кооперации с россиянами наши предприятия не могут успешно конкурировать на внешних рынках. Поэтому придется идти на уступки. По сути, сейчас стороны еще не договорились о границах взаимных компромиссов. А создание СП – это только демонстрация политической воли к сближению», – полагает эксперт.
Киев