Недостаток других продуктов всегда заменит картошка.
Фото Reuters
Российско-белорусские отношения испорчены до такой степени, что поводом для конфликтов становятся любые мелочи. На фоне всеобщего продовольственного дефицита из белорусских магазинов исчезли гречневая крупа и сливочное масло. Местная общественность тут же предложила – дефицитные продукты проданы в Россию.
Гречневый ажиотаж в Белоруссии начался еще в конце августа. Видя, что очередная партия этой крупы продается по более высокой цене, местное население решило создать стратегический запас. В этом году из-за засухи в странах-производителях предложение настолько снизилось, что было неспособно удовлетворить даже традиционный спрос, не говоря уже о резко возросшем.
Как свидетельствуют данные статистики, Белоруссия для удовлетворения потребностей внутреннего рынка ежегодно импортировала порядка 20 тыс. тонн гречневой крупы из России и Украины. Планы правительства, обеспокоенного стремительным ростом внешнеторгового сальдо, предусматривали рост объемов производства гречихи в нынешнем году до уровня самообеспечения. Как заявляли белорусские чиновники, планы выполнены. Перебои с поставками в торговлю гречки Министерство сельского хозяйства Белоруссии объясняет тем, что местные производители еще не успели переработать гречиху нового урожая, но со дня на день она должна поступить в торговлю. Что касается экспорта этой крупы, то он не предусматривается, заявлял накануне вице-премьер правительства Белоруссии Иван Бамбиза.
Напомним, что решений о запрете экспорта тех или иных продуктов Белоруссия не принимала, однако в стране была создана специальная правительственная комиссия, которая рассматривает все заявки производителей на экспорт и либо разрешает, либо запрещает продажу за рубеж. «Пока отказов не было», – утверждают в Министерстве сельского хозяйства.
Как сообщалось, неделю назад тему белорусской гречки обсуждал с главой Ассоциации компаний розничной торговли России Львом Хасисом президент России Дмитрий Медведев. Хасис пожаловался главе государства на белорусов, которые не желают продавать соседям гречиху. «Наши поставщики из Беларуси, у которых есть гречка, отказываются поставлять ее из-за ограничений, установленных правительством Беларуси», – рассказал предприниматель и попросил содействия президента в том, чтобы снять проблемы в рамках Таможенного союза. «Поговорите с коллегами, я понимаю, что это тяжелый разговор, который требует больших душевных сил, но куда деваться, мы в одном союзе», – обратился Медведев к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, реагируя на поступившую просьбу. Местные эксперты, уже более трех месяцев следящие за российско-белорусским информационным пинг-понгом, полагали, что вот-вот разразится «гречневая война», однако пока никакой реакции из Минска на высказывания Дмитрия Медведева не последовало.
Тем не менее источник «НГ», близкий к правительственным кругам Белоруссии, на просьбу издания прокомментировать ситуацию предположил, что гречневая тема в российско-белорусских отношениях еще не закрыта. «Дело в том, что в Белоруссии чиновники боятся самостоятельно принимать решения. Для того чтобы как-то отреагировать, они должны получить одобрение как минимум из администрации Лукашенко, как максимум от него лично. Все это требует времени, поэтому, вполне возможно, вскоре мы услышим ответ Минска на «гречневые» претензии Москвы», – сказал эксперт «НГ».
На минувшей неделе из белорусских магазинов исчезло еще и сливочное масло. Помня о желании России покупать в этом году у Белоруссии продовольствие и желании Лукашенко заработать на этом, местные эксперты предположили, что масло ушло в соседнюю страну. По мнению источника «НГ», «гречневые претензии» России не имеют оснований. «Официальная информация об уровне самообеспеченности гречкой тоже может не соответствовать действительности – такая у нас традиция преувеличивать наши достижения», – пояснил он. В то же время к дефициту масла Россия вероятнее всего имеет отношение, полагает эксперт. «Белоруссия всегда поставляла в Россию большие объемы этого продукта, вплоть до того, что российские производители требовали определенных ограничений. Нынешний год очень благоприятен для наращивания в Россию поставок любых видов продовольствия. Логично, что правительство воспользуется ситуацией даже в ущерб внутреннему потребителю, ведь стране очень нужна валюта для оплаты стремительно дорожающих энергоносителей.
Минск