Вчера в Минске состоялся третий раунд трехсторонних консультаций глав внешнеполитических ведомств Белоруссии, Литвы и Украины. Как полагают эксперты, ждать прорывных совместных проектов пока не стоит.
Для участия в переговорах в Минск прибыли министры иностранных дел Литвы и Украины – Аудронюс Ажубалис и Константин Грищенко. «В ходе встречи министры обсудят состояние и перспективы развития инициативы Европейского союза «Восточное партнерство», варианты координации действий Белоруссии, Украины и Литвы для реализации общих интересов на региональном, субрегиональном и глобальном уровнях в рамках международных организаций», – сообщала накануне мероприятия пресс-служба МИД Белоруссии. По ее информации, участники встречи также намерены рассмотреть «актуальные вопросы белорусско-украинского и белорусско-литовского сотрудничества».
Напомним, что ранее аналогичные встречи прошли в Вильнюсе и Киеве. Официально об итогах переговоров не сообщалось, однако, как показывает предыстория, во взаимоотношениях стран-соседок много сложностей и нерешенных проблем, как в рамках «Восточного партнерства», так и в двусторонних взаимоотношениях. Как писала ранее «НГ», программа «Восточное партнерство», громко стартовав в Праге, так и не заявила о себе какими-нибудь громкими делами. «Да болтовня полная┘ они предложили, одно какое-то там совещание прошло непонятно для чего, а дальше полная тишина», – категорично высказывался по поводу «Восточного партнерства» президент Белоруссии Александр Лукашенко. Говоря о причинах торможения новой инициативы ЕС, эксперты упоминают два фактора. Во-первых, одновременно с учреждением новой европейской инициативы разразился финансово-экономический кризис и ЕС стало не до налаживания отношений с соседями. Во-вторых, и это уже касается отношений Минск–Брюссель, не удается найти взаимопонимание относительно того, как должно развиваться сотрудничество в рамках «Восточного партнерства».
Официальный Минск неоднократно подчеркивал, что не намерен обсуждать никакие политические вопросы в рамках инициативы «Восточное партнерство». «Если экономически будет приносить определенные дивиденды, то почему бы и нет, – заявлял по поводу своего участия в этом европейском проекте Лукашенко. – Уже дошли до того, чтобы нам в «Восточном партнерстве», где надо делом заниматься, подкидывали вопросы по демократии и еще какие-то». При этом он подчеркивал, что участие Белоруссии в «Восточном партнерстве» гораздо более важно для Европы, чем для Белоруссии. «Если от состава стран, входящих в программу «Восточное партнерство», отнять Беларусь, то получится ГУАМ, – заметил президент Белоруссии и пояснил: – Западу уж никак не хотелось, чтобы это был ГУАМ. Мы туда не просились».
Из-за позиции Белоруссии так и не удалось сформировать парламентскую часть европейской инициативы Евронест. Европейские чиновники, не признавшие легитимными минувшие парламентские выборы, настаивали на том, чтобы в составе белорусской делегации в Евронесте были и представители оппозиции. Официальный Минск был также непреклонен в своей позиции: только депутаты действующего парламента или никто.
По сообщениям местных чиновников, Белоруссия подготовила и отправила в Брюссель порядка 20 проектов в сфере энергетики, транспорта и транзита, которые она бы хотела реализовать в рамках инициативы «Восточное партнерство». Однако никаких продвижений по этим проектам пока нет. Более того, нет ясности и c принципами реализации и, главное, финансирования проектов. Логично, что более всего Минск заинтересован в сотрудничестве с Вильнюсом и Киевом – ближайшими соседями. Здесь и транзит, и энергетика.
В то же время анализ вопросов, обсуждаемых в рамках двусторонних отношений, дает основания говорить о том, что даже на этом уровне стороны не могут найти общего языка. Несмотря на заинтересованность Вильнюса в покупке украинской электроэнергии, а Киева – в его продаже, проект так и не реализуется из-за позиции Минска. Как писала ранее «НГ», стороны сначала не могли договориться по цене, а потом Белоруссия и вовсе заявила о том, что хочет купить электроэнергию в Украине и перепродать ее Литве. Что касается Минска и Киева, то отношения по-прежнему осложняются темой советских долгов Киева Минску (порядка 150 млн. долл.), которые Украина упорно не хочет признавать. В ответ на это Белоруссия так и не дала ход Соглашению о государственной границе с Украиной, несмотря на то что документ ратифицирован парламентом страны.
Складывающаяся ситуация дает экспертам основания предполагать, что в ближайшее время не стоит ждать каких-то прорывных инициатив по линии «Восточного партнерства». Во всяком случае, до президентских выборов в Белоруссии европейские деньги в эту страну не потекут.
Минск