Осенью в Азербайджане будут выбирать парламент. Но выборы могут оказаться безальтернативными – оппозиционные силы не смогли объединиться. Накануне о возможном распаде избирательного блока «Азадлыг» («Свобода»), в котором представлены три наиболее влиятельные партии – Народный фронт Азербайджана (ПНФА), Либеральная партия (ЛПА) и Партия граждан и развития (ПГР), заявил председатель ПГР Али Алиев.
Из его слов стало ясно, что ПНФА вопреки пожеланиям двух других соучредителей блока решил попытать счастья на выборах в тандеме с партией «Мусават».
«Деятельность блока «Азадлыг» невозможна после принятия решения ПРФА о сотрудничестве с партией «Мусават». Мы лишь желаем им успехов. Однако такое отношение неверно с точки зрения этики. Результатом каких-либо политических решений не должна стать вражда. Если пути расходятся, то надо разойтись, сохранив уважение друг к другу. С нашей стороны это так и будет», – сказал Алиев.
«Партия «Мусават» сожгла за собой все мосты, и с ней невозможно объединиться». Об этом заявила журналистам накануне лидер движения «Национальное единство» Лала Шовкет. «Я ожидала принятия такого решения. На собрании блока «Азадлыг» я обратилась с конкретным предложением к председателю ПНФА Али Керимли о том, что, если ПНФА хочет объединиться с партией «Мусават», мы ему предоставляем полную свободу. Но в этом случае блок «Азадлыг» распадется, ибо никакого объединения с партией «Мусават» быть не может, поскольку эта партия сожгла за собой все мосты», – сказала Лала Шовкет.
«ЛПА и ПГР сделали все возможное, чтобы сохранить блок «Азадлыг», – признался «НГ» исполняющий обязанности председателя Либеральной партии Азербайджана Аваз Темирхан. Однако переубедить Али Керимли – лидера Народного фронта, вечно переходящего из одного политического стана в другой, не удалось.
Столь неприкрыто обиженная реакция лидеров «Азадлыг» на решение ПНФА была ожидаема, учитывая непростые отношения с башканом (председателем) партии «Мусават» Исой Гамбаром. Дело в том, что он сегодня считается главным зачинщиком интриг в среде оппозиции. Еще в начале года Гамбар заявил, что некоторые оппозиционные партии сотрудничают со спецслужбами Ирана и России, а также с властями страны. Правда, при этом он не уточнил, о каких партиях идет речь. Однако этого было достаточно, чтобы вызвать бурю недовольства в стане оппозиции.
Выборы в парламент Азербайджана проводятся по мажоритарной системе, и в них принимают участие как представители политических партий, так и беспартийные кандидаты. Это обстоятельство сводит на нет усилия оппозиции в составлении единого списка кандидатов, ибо каждая партия пытается перетянуть одеяло на свою сторону.
По мнению местных аналитиков, основная проблема, которую оппозиция никак не может решить, – это амбиции руководителей партий, сводящие на нет все усилия по объединению сил перед выборами. «За пятилетие, минувшее с предыдущих выборов, в Азербайджане не появилось партии или движения, способного составить конкуренцию правящей партии «Ени (Новый) Азербайджан». Представители оппозиции вместо серьезной работы над ошибками вновь демонстрируют склонность к разборкам, к поиску агентов влияния в собственных рядах, что еще более ослабляет их позицию в обществе», – заметила депутат парламента Айнур Джамалгызы. Более того, она считает, что на предстоящих осенью выборах представители оппозиции получат еще меньше мест в парламенте, уступив свои кресла независимым кандидатам.
Следует отметить, что при таком раскладе правящая партия без особого труда в очередной раз одержит убедительную победу на предстоящих выборах. Слагаемыми их успеха будут достижения республики во внутренней и внешней политике, а также подвижки в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорнокарабахского конфликтов.
Несмотря на разразившийся мировой экономический кризис, власти республики не только смогли спасти экономику, но и за счет своевременно принятых мер обеспечить рост экономического и социального развития. Словом, реализуется конкретная программа, противопоставить которой оппозиции нечего.
Баку