МВД Киргизии готово двинуть на юг спецподразделения.
Фото Reuters
На юге Киргизии вновь обострилась обстановка. На этот раз о своих проблемах напомнили жители узбекских анклавов, расположенных на территории республики. Ситуация в Баткенской области Киргизии, граничащей одновременно с Таджикистаном и Узбекистаном, накалилась настолько, что сопредельные государства начали перебрасывать туда дополнительные силы для защиты интересов соотечественников.
Так же, как и ранее, конфликт возник вокруг одного из наиболее болезненных вопросов в данном регионе: местным жителям не хватило земли. На одно и то же пастбище претендуют жители узбекского анклава Сох (относится к Узбекистану, но расположен на территории Киргизии) и живущие неподалеку киргизы. Спорным пастбищем, находящимся на территории Киргизии, ранее пользовались узбеки, живущие в анклаве.
Однако после заключения новой версии киргизско-узбекского договора местные власти отказали узбекам в аренде. Недовольство жителей Соха выплеснулось на проезжающих через село киргизов – 10 автомобилей были закиданы камнями, некоторые пассажиры избиты. В ответ киргизы перекрыли дорогу, соединяющую этот район с территорией Узбекистана, после чего узбеки разрушили канал, снабжающий питьевой водой киргизское село Чарбак (расположено на территории Узбекистана).
За эти дни противостояние между представителями двух национальностей пару раз едва не переросло в открытые столкновения. Опасаясь погромов, Узбекистан без предупреждения киргизских властей ввел в анклав войска и милицию. По свидетельству очевидцев, ситуация остается напряженной.
Между тем в столице Киргизии Бишкеке все гораздо спокойнее. Затишье, правда, разбавили протестующие против засилья китайских коллег водители большегрузных машин. При попытке добраться до прямого эфира национальной телерадиокомпании они подрались с охраной этого стратегического объекта, но попасть внутрь так и не смогли.
На фоне таких межнациональных разборок в стране продолжается подготовка к референдуму по новой редакции Конституции. Дабы разъяснить суть нововведений, временное правительство намерено распространить среди населения страны 1,5 млн. экземпляров новой редакции Основного закона, а также отправить в народ более 50 членов Конституционного совещания.
Политически активные игроки предпочли перевести свое противостояние в плоскость закулисных интриг, переговоров и сражений на информационном поле. Уже появились первые жертвы медийных атак. Ими стали члены временного правительства – глава социал-демократов Алмазбек Атамбаев, и.о. министра финансов Темир Сариев и, пожалуй, самый одиозный член ВП – Азимбек Бекназаров, отвечающий за поиск бакиевских денег и предприятий. Неизвестные «поклонники деятельности новых властей» распространили четыре записи телефонных переговоров вышеперечисленных членов временного правительства, в котором недавние пламенные революционеры ну или, во всяком случае, люди с весьма похожими голосами, обсуждали весьма неблагопристойные темы. Собеседники обговаривали, как потратить миллион долларов, не оставляя следов в финансовых документах, ссорились из-за того, что заплативший за должность начальника таможни 400 тыс. долл. (!) человек занять это место не смог из-за того, что другой революционный лидер уже посадил туда своего протеже. Человек, похожий на Бекназарова, угрожал возбудить уголовные дела против всех непослушных и закрыть их, а голос Темира Сариева сообщал, что это уже не первый миллион, который тратится в обход официальных структур.
Удар был силен. Из записей получалось, что люди, призывавшие к борьбе с коррупцией, клановостью, воровством бюджетных денег и нарушениями прав человека, сами оказались замешаны в точно таких же деяниях. Пострадала как репутация отдельных революционеров, так и всего правительства.
Справедливости ради надо отметить, что большинству населения политические скандалы успели ощутимо надоесть – после апрельских беспорядков обычным жителям, да и бизнесменам-предпринимателям, хочется добиться не столько торжества правды и справедливости, сколько наконец ощутить спокойствие за близких и начать зарабатывать на жизнь. Развалится ли временное правительство или устоит, их волнует значительно меньше.
Бишкек