Пересечь границу Киргизии сегодня без проблем можно только по воздуху.
Фото Reuters
Границы с Киргизией Узбекистан и Казахстан закрыли еще 7 апреля – в день, когда толпы противников Курманбека Бакиева брали штурмом госучреждения по всей стране. Официальный Ташкент и Астана объяснили свои действия опасениями за безопасность своих граждан и возможностью попадания на территорию своих стран вооруженных людей из Киргизии. Сегодня республика живет фактически в условиях блокады, в страну ничего не ввозится, в том числе и продукты. В народе ходят слухи о новой революции.
С тех пор ситуация в самой Киргизии стала значительно спокойнее, хотя абсолютно стабильной ее, конечно, не назовешь: в стране практически прекратились силовые столкновения, силовые органы пришли в себя и вновь начали более-менее нормально работать, оружие из милицейских арсеналов или возвращено обратно, или спрятано «до лучших времен». Между тем казахская и узбекская границы остаются по-прежнему на замке.
Из фактора обеспечения безопасности и стабильности блокада границ постепенно превратилась в данность, которая может через незначительное время взорвать ситуацию в республике. Киргизия – транзитная страна, и значимая часть ее госбюджета (весьма, кстати, потрепанного апрельскими событиями) формируется за счет таможенных пошлин, за счет транзита ширпотреба из Китая в Казахстан и далее в Россию кормятся десятки тысяч людей, аналогично обстоят дела с поставкой китайских товаров в Узбекистан. Помимо того, многие фермеры выращивают свою продукцию именно для продажи в Казахстане (там цены выше). По словам зампредседателя временного правительства Омурбека Текебаева, «если границы будут закрыты еще 1–2 месяца, то Киргизию ждет социальный взрыв, последствия для экономики будут катастрофические».
Кстати, при подобном развитии событий крайними население назначит не бежавшего из страны Курманбека Бакиева и его приближенных, а уже членов временного правительства. По мнению ряда экспертов, еще одной силовой смены власти Киргизия может не пережить. Ведь каждая последующая революция (или переворот) становится здесь все более кровавой и убийственной для местной экономики.
Впрочем, проблемы сейчас нарастают не только у новых властей Киргизии, но и у старых. Временное правительство все-таки перешло от угроз к действиям и начало предпринимать попытки принудительно вернуть в страну «для справедливого суда» экс-президента страны Курманбека Бакиева и его сына Максима. Первого новые власти обвиняют в превышении служебных полномочий и гибели двух и более лиц во время столкновений в апреле 2010 года, младший сын экс-президента Максим обвиняется в мошенничестве. Киргизские правоохранительные органы, несмотря на обещания президента Белоруссии не выдавать экс-главу Киргизии, уже отправили запрос в Минск об экстрадиции. О помощи в розыске Бакиева-младшего новые киргизские власти попросили Интерпол и латвийские власти – по последним данным, он укрывается в Риге.
Единственной страной, которая оказывает ощутимую поддержку мятежной Киргизии, остается Россия. Помимо финансовой и гуманитарной помощи Москва регулярно выступает в поддержку новых властей, то выдавая им беглых политических противников, то приглашая в Москву для переговоров. На этом фоне в самой стране активно циркулируют слухи о возможности если не вхождения Киргизии в состав России, то появления во главе республики ставленника Кремля.
Бишкек