Силовики – опора новой власти.
Фото Reuters
Десять наиболее резонансных уголовных дел решила пересмотреть Генпрокуратура Киргизии. Новые власти намерены проверить обстоятельства таких нашумевших в свое время событий, как расстрел в 2002 году демонстрации неподалеку от села Аксы, ограбление во время мартовских событий 2005 года Джалал-Абадского банка, гибель ряда влиятельных политиков, а также истории с «героиновой матрешкой», которую в 2006-м нашли в одном из европейских аэропортов у нынешнего заместителя председателя временного правительства республики Омурбека Текебаева.
Особенность этих уголовных дел заключается в том, что все они так или иначе касаются семьи Курманбека Бакиева. Во время аксыйских событий Курманбек Бакиев был премьер-министром, а в причастности к ограблению банка, а также гибели ряда политических деятелей и появлении матрешки с героиновой начинкой в сумке оппозиционера Омурбека Текебаева подозревают его брата Жаныша. Примечательно, что практически по всем этим уголовным делам виновные или не были найдены вообще, или к ответственности были привлечены исполнители, но не заказчики.
Особенно показательно в этом списке расследование гибели весной 2009 года экс-главы президентской администрации Медета Садыркулова. Человек, признавшийся в причастности к гибели влиятельного политика, вопреки вопиющим противоречиям и нестыковкам был признан виновным и отправлен отбывать заключение в колонию-поселение. Спустя несколько дней после бегства Бакиевых его нашли зарезанным, а, как известно, мертвый свидетель не укажет на истинных виновников.
Пока же новые власти пытаются стабилизировать ситуацию – по телевизору регулярно звучат призывы вернуть оружие, попавшее во время беспорядков в руки сторонников оппозиции. По некоторым данным, на руках у населения оказалось около 2 тыс. единиц огнестрельного оружия. Люди сдают пистолеты и автоматы, опасаясь преследования, однако о массовом их возврате говорить не приходится.
Преждевременно говорить, что революционные настроения в Киргизии сошли на нет и в страну вернулись спокойствие и стабильность. Многие процессы, вызывавшие раздражение в народе, такие как дележ государственных постов, передел сфер влияния в экономике страны, просто перешли в непубличную плоскость – свои спорные вопросы заинтересованные стороны пытаются решать, не привлекая внимания общественности.
В сложном положении оказались представители силовых структур. Милиционеры, военные, сотрудники спецслужб понимают, что, выполняя чей-то приказ или заказ, они в любой момент могут стать крайними. Именно поэтому, по мнению ряда наблюдателей, сейчас сотрудникам правоохранительных органов Киргизии свойственна нерешительность и нелогичность, с одной стороны, и резкость и жесткость – с другой.
Временное правительство пытается навести порядок. Чтобы повысить лояльность силовиков, предпринят ряд мер – обещано значительно повысить зарплаты, не использовать милицию для разгона митингов, объявлен мораторий на кадровые изменения, за исключением назначения сотрудников на вакантные должности.
Отдельного упоминания заслуживают компенсации пострадавшим: сначала новые власти вообще не внесли покалеченных сотрудников правоохранительных органов в списки пострадавших. Лишь после активных протестов их самих, а также представителей общественности избитых милиционеров приравняли к тем, кто их избивал. Впрочем, и здесь не обошлось без хитростей – некоторым сотрудникам МВД начальство, дабы уменьшить суммы компенсаций, настоятельно «порекомендовало» оформить переломы как легкие травмы.
Между тем милиция новым властям еще потребуется – по заявлению силовиков, сторонники Бакиева регулярно организовывают провокации, пытаясь дестабилизировать обстановку. Так, по словам члена временного правительства, экс-генпрокурора Азимбека Бекназарова, 17 мая люди бывшего президента намерены спровоцировать столкновения в столице. Только пришедшие в себя после апрельских погромов жители Бишкека вновь замерли в ожидании.
Бишкек