Роза Отунбаева хочет, чтобы экс-президента судили.
Фото Reuters
«Временное правительство Киргизии лишило неприкосновенности бывшего президента страны Курманбека Бакиева... мы будем просить правоохранительные органы задержать и выдать его нам», – заявил 27 апреля зампредседателя временного правительства Азимбек Бекназаров. По его словам, бывшему президенту страны, находящемуся сейчас в гостях у Александра Лукашенко, заочно предъявлены обвинения в массовых убийствах, а также злоупотреблении должностным положением.
Под массовыми убийствами временное правительство подразумевает гибель нескольких десятков человек во время штурма местного Белого дома 7 апреля. А среди случаев, когда Бакиев злоупотреблял служебным положением, политические противники экс-президента называют передачу в 2008 году часть территории Киргизии Казахстану.
Азимбек Бекназаров, ранее работавший генпрокурором, с приходом к власти развил бурную деятельность. В поисках украденных у государства и народа денег он и его команда вскрывают банковские ячейки, национализируют крупные предприятия, арестовывают или просто вызывают на допрос десятки человек.
По данным местных СМИ, «в собственность государства переданы Бишкекская нефтяная компания и Бишкекский ликеро-водочный завод, государству уже переведены 49% акций сотовой компании MegaCom, по остальным 51% акций проводится разбирательство. Решается вопрос с Кантским цементно-шиферным комбинатом. От него временное правительство требует вернуть государству 13% акций комбината. Готовятся документы по национализации завода «Кристалл» в Таш-Кумыр, а также некоторых пансионатов на озере Иссык-Куль.
В неловкое положение Курманбека Бакиева, сам того не желая, поставил Александр Лукашенко. Когда глава Белоруссии рассказывал журналистам о своем решении принять у себя беглого президента Киргизии, он упомянул, что Бакиев прибыл к нему с молодой женой и маленькими детьми. Между тем официально у экс-президента нет ни малолетних детей, ни молодой жены. В связи с этим киргизские правозащитники уже призвали временное правительство завести на экс-президента еще одно уголовное дело – уже по статье «многоженство».
Впрочем, для Курманбека Салиевича особой разницы нет: одним уголовным делом больше или меньше – сути происходящего это не меняет. В то, что Лукашенко выдаст его временному правительству, верится слабо, сам же Бакиев в жаркие объятия политических врагов, отнявших у него власть, не поедет точно.
Дабы обезопасить себя от повторения акаевско-бакиевского синдрома, когда человек, пришедший к власти, узурпировал власть, назначая на ведущие государственные посты своих родственников, временное правительство решило принять новую Конституцию. Из уже опубликованного проекта Основного закона следует, что в случае его принятия страна фактически станет парламентской республикой – новая редакция Конституции оставит президенту минимум полномочий. Основные рычаги власти передаются парламенту, именно он будет определять основные направления внутренней и внешней политики страны, формировать состав кабинета министров.
Между тем, несмотря на явные признаки стабилизации, страну продолжает лихорадить. Надежды на быстрое улучшение ситуации не оправдываются. Как заметил «НГ» киргизский политолог Марс Сариев, «опасность повторного бунта и попытки смены руководства страны по-прежнему велики. Единственный способ предотвратить подобное для временного правительства – руководить страной, руководствуясь принципом верховенства закона, а также как можно скорее создать полноценное гражданское общество. Если же мы продолжим опираться на кланово-корпоративное управление – уже третий в истории Киргизии переворот произойдет весьма скоро».
Бишкек