Депутаты хотят положить конец разгулу национализма.
Фото Reuters
Верховная Рада Украины синхронно с российской Госдумой вводит ответственность за пропаганду идей нацизма. Украинский законопроект, утвержденный на этой неделе в первом чтении, отличается тем, что предполагает наказание только в виде административного штрафа, а не уголовное преследование и арест. На деле новый закон будет либо игнорироваться, либо применяться в идеологической охоте на ведьм, спорят украинские эксперты.
Депутаты поясняют, что руководствовались благой целью определить понятие нацизма как преступления и четко распределить действия, направленные на пропаганду этой идеологии и, напротив, на осуждение ее. Все участники правящей коалиции, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «НГ», выразили единое мнение о том, что накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной войне следует положить конец разгулу украинского национализма, порожденному прежней оранжевой властью.
О том, что Украина меняет идеологические установки, стало ясно со слов нового министра образования и науки Дмитрия Табачника, который на днях четко сформулировал новую линию: «Была антигитлеровская коалиция, и был гитлеровский Рейх и его союзники... Те вооруженные формирования, которые создавались из местных граждан на оккупированных территориях, – это были коллаборационисты. Была эсэсовская дивизия «Галичина», это были коллаборационисты, которые проливали кровь своих братьев. И не было никакой «третьей стороны». Табачник перечеркнул усилия прежней власти по героизации воинов Украинской повстанческой армии: «То, что неприемлемо в цивилизованной Европе, у нас на родине имело место, когда пытались заявить, что пособники, воевавшие в гитлеровской форме с оружием в руках, не совсем фашисты и даже совсем не фашисты, а они якобы вели некую абстрактную войну».
Принятый депутатами законопроект стал первым шагом к оформлению этой идеологии. Представители украинской Компартии считают, что ответственность за пропаганду нацизма следует еще более ужесточить, не ограничиваясь только штрафами. «Согласно Кодексу об административных правонарушениях, у нас штраф за публичную демонстрацию нацистской атрибутики, литературы, пропагандистских видеоматериалов составит максимум 200 долларов, за производство – около 500 долларов. Это же смешно. Нужно, как в России, предусмотреть лишение свободы минимум на 5 лет», – сказал представитель парламентской фракции.
Представитель Народного Руха Украины Вячеслав Коваль выразил противоположное мнение, сказав, что коммунистический режим в СССР ничем не отличался от немецкого фашизма, а поэтому его пропаганда тоже должна караться по закону. «Какой смысл было принимать дополнения к административному кодексу? У нас уже есть законы об общественной морали, об объединениях граждан, об увековечивании победы в Великой Отечественной войне – все эти и другие документы содержат прямые нормы о запрете на территории Украины фашистской идеологии и организаций. Но проблема в том, что нет четкого юридического определения – что именно запрещаем. Есть только описание национал-социализма и фашизма как идеологии, движения, политики, социальной практики. И если под это описание целиком и полностью подпадает Компартия СССР, то об этом тоже нужно говорить┘» Коваль сказал, что к рассмотрению законопроекта во втором чтении представители правых и центристских сил готовят свои дополнения и уточнения, которые скорее всего не понравятся правящей коалиции и, возможно, спровоцируют новый скандал в Верховной Раде: «Но если уж принимать столь сложный закон, то давайте будем честными».
При этом политики не говорят о том, кто и как будет выполнять их решения. В МВД от официального комментария отказались, но в неформальной беседе сотрудники милиции сказали, что, как и другие административные правонарушения, факт пропаганды нацизма сложно доказать. Не говоря уж о путанице в понятийном аппарате, милиция ни физически, ни технически не в состоянии контролировать ситуацию, чтобы выявлять все подобные нарушения.
«Это действительно очень сложный вопрос – как и что квалифицировать, кто будет проводить экспертизу», – сказал «НГ» депутат Верховной Рады, шеф-редактор журнала «Политическая мысль» Владимир Полохало. Он опасается, что новый закон будет использован для борьбы власти против политических оппонентов: «Даже историки, занимающиеся изучением того периода, работающие с документами, могут попасть под действие закона. То, что происходит сейчас в Украине, только прикрывается словами о Великой Победе, а на самом деле является идеологизацией политической и общественной жизни по советскому образцу. Это очень опасно: чиновники уже указывают историкам, как им толковать те или иные события. Это отрицает саму логику исторического познания. История снова превращается в служанку идеологии», – отметил депутат.
Эксперты отмечают еще одну особенность ситуации: приняв новый закон, власть может в любой момент нанести удар по набирающим силу новым националистическим организациям вроде партии «Свобода» Олега Тягнибока. Примечательно, что на президентских выборах 2010 года лидер этой партии занял восьмое место среди 18 кандидатов, получив поддержку около 1,5% избирателей, хотя еще пару лет назад рейтинг националистов был нулевым. Политолог Михаил Погребинский ранее пояснил «НГ», что рост популярности правых сил был связан с закулисной активностью олигархических групп, пытавшихся раздробить электорат Юлии Тимошенко. Однако руководитель Института им. Горшенина Константин Бондаренко отмечает, что в Украине сложились и объективные предпосылки для усиления националистических сил: «Ведь кроме собственно национализма, который трактуется правыми как патриотизм, составными частями их идеологии являются чрезвычайно благодарные с точки зрения выборов идеи социализма и социального популизма».
Российские эксперты тоже ранее выражали опасения относительно того, что аналогичный закон спровоцирует рост популярности неофашистских организаций среди молодежи. Доцент кафедры политической психологии СПбГУ политолог Александр Конфисахор сказал агентству «БалтИнфо»: «В России есть маргинальные группы нацистов, но серьезной проблемы в этой области нет. Закон, наоборот, спровоцирует молодежь на экстремистские действия. Запретный плод сладок». Подобные опасения звучат сейчас и в Украине.
Киев