Рядовым жителям Киргизии не до хитроумных комбинаций в верхах.
Фото автора
В Киргизии в очередной раз меняют Конституцию. На прошлой неделе Конституционный суд одобрил инициированные президентом поправки в Основной закон. Сторонники властей говорят, что нововведения помогут эффективнее управлять страной, а оппозиция выразила опасения по поводу установления монархии.
Со дня прихода к власти нынешнего президента Конституцию Киргизии успели сменить три раза. Одни редакции Основного закона полномочия главы государства урезали, другие – увеличивали. В 2007 году всенародным референдумом была принята очередная редакция, которая, по мнению экспертов, значительно расширяла полномочия президента Курманбека Бакиева. До настоящего момента страна жила по ней, однако в декабре по инициативе президента были подготовлены очередные поправки в Конституцию.
Из текста, распространенного в СМИ, следует, что президент хочет внести изменения в семь статей Конституции. Основной объем поправок касался уже проведенной Бакиевым реформы госуправления – предусматривалось исключить статьи об администрации президента, государственном секретаре, а также о Совете безопасности. Отменялось присвоение классных чинов госслужащим. Президент наделялся правом формировать совещательные и консультативные органы, в том числе Президентское совещание, речь о котором пойдет ниже.
Главная интрига заключается в поправке, вносимой в статью 52, речь в которой идет о порядке передачи полномочий президента, если он по каким-то причинам не может исполнять свои обязанности. Ранее при подобном развитии событий исполняющим обязанности главы государства становился спикер республиканского парламента, вторым в очереди был премьер-министр.
Внесенная президентом поправка предусматривает иной порядок передачи полномочий: «┘его полномочия до избрания нового президента исполняет лицо, определяемое Президентским совещанием». Наблюдателей поправка вполне ожидаемо смутила: совершенно непонятно, кто может оказаться в президентском кресле в любой момент. Кроме того, само Президентское совещание, члены которого должны назвать имя и.о. президента, еще даже не сформировано. Известно лишь то, что состав его будет формировать нынешний президент, а среди членов должны быть представители органов института президента, парламента, правительства и других органов и организаций.
Идея президента вызывала немало кривотолков. Главная версия – «другим лицом» может стать сын президента – Максим Бакиев, уже продемонстрировавший за последние полгода поразительный карьерный рост. Ныне младший сын президента занимает пост главы Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям. Структура эта входит в институт президента, соответственно Максим Бакиев может оказаться членом Президентского совещания.
Как отметил в интервью Deutsche Welle один из оппозиционеров экс-премьер Алмазбек Атамбаев, «в нормальной стране всегда есть определенный порядок и очередность в такой ситуации». «Когда по каким-то причинам президент какой-то страны не может исполнять обязанности, то они возлагаются либо на премьер-министра, либо на спикера. А у нас теперь получается, кого назначит «семья», тот и станет и.о. президента. Наша республика на самом деле превращается в кокандское ханство», – сказал он.
Однако сторонники президента все подозрения о реализации проекта «Наследник» отвергают напрочь. Так, директор Института стратегического анализа и оценки Сергей Масаулов заметил: «Наша команда не занимается процессом, направленным на подготовку преемника. У нас совершенно иные задачи ≈ мы конструируем рамку системы управления страной». Аналогичного мнения придерживается и политолог Марат Казакпаев: «То, что в Основной закон будут вноситься изменения якобы под преемника, – досужие домыслы. В готовящихся поправках нет ни слова об этом. Да и вообще о передаче власти нет речи. Курманбек Бакиев только летом переизбрался на второй срок».
Конституционный суд, рассматривая поправки, проявил неожиданную самостоятельность. Он подтвердил законность всех поправок, однако вернул на доработку самый спорный пункт – о передаче полномочий, отметив, что данное положение надо доработать, ведь Президентское совещание – это совещательный орган, который не имеет права выдвигать «некое лицо», которое будет исполнять полномочия главы государства.
Наверняка досадная оплошность будет исправлена в ближайшее время. После этого новая редакция Конституции отправится в парламент. По закону поправки в Основной закон в парламенте утверждаются не менее чем 66% депутатами после двух чтений с двухмесячным перерывом между ними. В том, что депутаты поправки примут, сомневаться не приходится – парламент полностью подконтролен президенту.
По мнению ряда аналитиков, опасения оппозиции по поводу установления в Киргизии династического правления чрезмерны. Во всяком случае, в ближайшие полгода ожидать смены руководства страны не стоит. Новая редакция Конституции вступит в силу не ранее апреля–мая. Кроме того, Максим Бакиев пока еще слишком молод для президентского поста – ему 32 года, а Конституция требует, чтобы главой страны был человек не моложе 35 лет. Эту статью Основного закона в Киргизии еще не исправляли.
Бишкек