Американцы продолжают нести службу в аэропорту «Манас».
Фото Reuters
Белый дом завершил пересмотр своей политики в Центральной Азии. Как сообщают американские СМИ, 15 декабря в Сенате прошли слушания, в которых были озвучены основные положения нового взгляда США на регион. Из озвученного текста собравшиеся политики и эксперты смогли узнать, что администрация Обамы выделила для себя пять основных направлений, по которым намерена там работать.
Как заявил на слушаниях сенатор Роберт Кейси, чьи слова приводит «Голос Америки», «задача Соединенных Штатов в Центральной Азии – помочь странам укрепить стабильность, а также решить проблемы терроризма и эффективного распределения энергетических ресурсов».
В первую очередь Белый дом заинтересован в партнерстве со странами Центральной Азии в деле снабжения американских войск, воюющих в Афганистане. Через Киргизию, Узбекистан, Таджикистан проходит так называемая Северная сеть доставки (NDN), с помощью которой солдаты антитеррористической коалиции получают продукты питания, медикаменты, вооружение, одежду и пр.
Ряд американских экспертов критикуют Обаму и его команду. Так, профессор Института стратегических исследований в Колледже армии США Стивен Бланк, специализирующийся на изучении России, СНГ и Восточной Европы, отметил, что «Центральная Азия должна рассматриваться в более широком контексте и не восприниматься как придаток политики США в Афганистане и Пакистане». Второй пункт новой политики в регионе не менее интересен – в нем говорится о том, что США должны способствовать «развитию и диверсификации энергетических ресурсов региона». Энергоресурсы региона уже давно интересуют США. К примеру, Штаты, как один из инициаторов создания газопровода Nabucco, хотели бы получить доступ к туркменскому газу.
Идут разговоры и о трубопроводе Tapi, который планируется проложить по территории Афганистана, Пакистана и Индии. Также уже не раз высказывались идеи передачи произведенного в Киргизии и Таджикистане электричества в Афганистан и Пакистан.
Другое дело, что туркменский газ уже пошел по новому газопроводу в Китай (по предварительным данным, через него в Синьцзян-Уйгурский автономный округ КНР будет перекачиваться до 6 млрд. куб. м газа в год), а Киргизия и Таджикистан сами страдают из-за недостатка электроэнергии.
Также среди основных направлений политики с этой части Азии – поддержка прав человека. На скорый результат авторы не рассчитывают, и это понятно. Несмотря на поддержку прав и свобод извне, ситуация в этой сфере в Центральной Азии за последнее время однозначно лучше не стала, скорее наоборот.
Примечателен еще один пункт документа, стоящий под номером 5. Здесь черным по белому написаны весьма неприятные для двух стран региона слова: надо «предотвратить полный распад государств. Власти стран Центральной Азии испытывают сложности в исполнении своих прямых обязанностей перед населением, что, в свою очередь, может привести к частичному или полному распаду государств. Таджикистан и Киргизия в особенности все больше напоминают «несостоявшиеся государства».
Предположения о возможности распада Таджикистана и Киргизии и превращения их в горячие точки, расположенные в непосредственной близости к Афганистану, высказывались и до американцев. Эксперты по региону отмечали сразу несколько тревожных обстоятельств – слабость центральной власти, высокую коррупцию, активную деятельность исламских экстремистов, серьезные социально-экономические проблемы. В последние годы сюда добавились еще и энергокризис, а также влияние мирового финансового кризиса.
Американские эксперты отмечают, что США необходимо уделить особое внимание странам Центральной Азии – ведь именно здесь, по их мнению, разворачивается активная борьба между странами-тяжеловесами: «по сравнению с 2001 годом центральноазиатские страны активнее вовлечены в международную политику, роль Китая значительно усилилась, присутствие России достигло своего максимума, и роль мусульманских стран увеличилась. Наконец, политические элиты региона осознают, что в ближайшем будущем США намереваются вывести войска из Афганистана», – отметила старший сотрудник Центра Карнеги Марта Брилл Олкотт.
Бишкек