Киргизскому менталитету чуждо «узаконенное убийство».
Фото автора
В Киргизии в качестве высшей меры наказания может быть восстановлена смертная казнь. В среду парламентская фракция президентской партии «Ак Жол» («Светлый путь») на своем заседании выступила против присоединения Киргизии к международному пакту по отмене смертной казни, принятому резолюцией Генассамблеи ООН от 1989 года. Решающее слово останется за президентом Курманбеком Бакиевым.
Киргизские власти никак не могут решить – стоит окончательно отказываться от смертной казни в республике или нет. Последние месяцы тема высшей меры наказания активно обсуждается в стране. Соображения гуманности и боязнь совершить судебную ошибку вступили в конфликт с желанием сэкономить бюджетные деньги и устрашить потенциальных убийц и насильников.
Запретить высшую меру наказания можно было, ратифицировав второй протокол международного пакта по отмене смертной казни. Вопрос, где ставить запятую в известной фразе «казнить нельзя помиловать», породил в Жогорку Кенеше (парламенте) нешуточные споры. Часть депутатов призвала коллег раз и навсегда вычеркнуть смертную казнь из списка возможных наказаний. Как заявила депутат Гульнара Дербишева, «в Киргизии мнения о введении смертной казни не имеют права на жизнь... согласно Конституции каждый гражданин имеет право на жизнь, и поэтому мы не можем лишать жизни людей, приговоренных к смертной казни». Аналогичного мнения придерживаются и представители правозащитных организаций республики.
Иную позицию занимают представители Коммунистической партии в парламенте, а также ряд депутатов от партии власти. Они уверены, что смертная казнь не только поможет побороть преступность, но и будет достойным воздаянием за убийство и другие особо тяжкие преступления.
Интересен еще один аргумент сторонников смертной казни. Народные избранники считают, что содержание пожизненно осужденных обходится государственной казне слишком дорого. На данный момент в Киргизии насчитывается 196 пожизненно заключенных, и за год на их охрану, питание и прочие расходы уходит около 32,5 тыс. долл. По сути, лишив их жизни, государственный бюджет сэкономит сумму, равную стоимости одной новой легковой машины.
Учитывая значительный численный перевес, окончательное решение вопроса находилось в руках президентской партии «Ак Жол». 11 ноября акжоловцы проголосовали против присоединения к протоколу, сохранив, таким образом, в Киргизии возможность восстановить высшую меру наказания. Отметим, что в стране с 1998 года действует мораторий на исполнение смертных приговоров, а с 2007 года смертная казнь была отменена.
Между тем, как сообщил «НГ» киргизский политолог Марат Казакпаев, «вернуться к смертной казни при всем желании будет не так просто». «Для этого надо аннулировать целый пакет документов, подписанных на международном уровне. Кроме того, тех, кому суд уже вынес приговор о пожизненном заключении, казнить нельзя, а те, кому после возврата к смертной казни суд назначит высшую меру наказания, вправе возмутиться: раньше сажали пожизненно, а меня расстреляют?!» – заявил «НГ» Казакпаев.
Есть и еще одно возможное объяснение непостоянства киргизских политиков, выступающих то за отмену смертной казни, то за ее восстановление. Эта причина – многомиллионные гранты, выделяемые Евросоюзом за отказ от смертной казни. Нынешние споры могут быть своего рода стимулом для зарубежных доноров выделить очередную порцию финансовой помощи. n
Бишкек