Помимо уже имеющихся, Киргизия намерена строить новые ГЭС – на деньги инвесторов.
Фото автора
Киргизским властям не хватило собственных денег на завершение «стройки века». На днях местный парламент разрешил закладывать и продавать две строящиеся в стране Камбаратинские ГЭС.
С начала года в Киргизии шли споры – чьи деньги надо привлекать на обеспечение строительства столь важных энергетических объектов. Особенно главным был вопрос финансирования строительства Камбаратинской ГЭС-2 (К-2), ведь оно уже шло полным ходом. Среди претендентов на участие в строительстве К-2, по некоторым данным, были американские, российские, казахские и даже китайские финансовые организации. По слухам, «заинтересованные лица» и представители киргизского правительства вели переговоры, но не сошлись в условиях сотрудничества. В результате в июне было решено – Киргизия построит Камбаратинскую ГЭС-2 на собственные средства, целиком, ни у кого не занимая. Решение это было преподнесено гражданам как проявление экономической мощи государства и заботы о населении страны, ведь среди аргументов против участия иностранцев было: «А вдруг эти иностранцы целиком ГЭС выкупят и потом наше же электричество нам втридорога продавать начнут?»
Дабы окончательно защитить станцию, депутаты передали 100% акций ЗАО «Камбаратинская ГЭС-2» в собственность государству. Последнее по закону не могло ни продать, ни заложить акции ГЭС. Прошло несколько месяцев, и деньги на строительство ГЭС в бюджете закончились – всего на сооружение К-2 нужно было 372,7 млн. долл. На данный момент потрачено 87,5 млн., 23,5% необходимой суммы. При этом энергетиков поджимает время – они клятвенно обещали правительству, а то, в свою очередь, – народу, что первый генератор заработает уже 22 декабря, в День энергетика. Чтобы выполнить обещание в срок, потребовались деньги. А чтобы их привлечь, нужно обеспечить их залогом.
В парламенте развернулись споры о том, разрешать или нет продавать и закладывать «стройку века». Члены президентской партии «Ак Жол» решили, что деньги нужнее, и поддержали предложение. В результате 9 октября парламентарии отменили принятый ими в июне Закон «О строительстве и эксплуатации Камбаратинских гидроэлектростанций-1 и 2». Вчера это решение фактически вступило в силу. По словам председателя Госкомитета по управлению госимуществом Турсуна Турдумамбетова, теперь у государства «появится возможность рассмотреть все варианты привлечения инвестиций для строительства Камбаратинских ГЭС-1 и 2».
Уже известен первый кредитор – 100 млн. долл. под залог акций выдаст ЗАО «Фонд развития Киргизии» – специализированное финансово-кредитное учреждение со стопроцентным участием государства. Деньги у ЗАО есть – это полученный от России кредит в 300 млн. долл. По условиям кредитования, деньги фонд выдаст на 7 лет под 3,5% годовых в первый год, 4% годовых – во второй, 5% годовых – в третий и последующие годы пользования заемными средствами в виде «ломбардного» финансирования под залог незавершенной ГЭС.
100 млн. долл. должно хватить на запуск первого генератора и продолжение строительства, однако не на его завершение. Остается вопрос: кто сможет и захочет вложить оставшиеся средства? Наиболее вероятным источником получения денег является Россия. Строительство киргизских энергообъектов уже ведется на российские деньги, кроме того, «ИНТЕР РАО ЕЭС» уже владеет 50% доли в строительстве Камбаратинской ГЭС-1. Логично предположить, что компания не откажется получить аналогичную долю в К-2.
Примечательным в данном случае является недавний визит в Бишкек главы администрации президента России Сергея Нарышкина. Визит прошел в закрытом режиме, прессе участники переговоров о результатах встреч рассказывали неохотно. Однако стало известно, что именно вопросы энергетики, а точнее, судьба Камбаратинских ГЭС-1 и 2 стали основными в беседах Нарышкина с главой Киргизии Курманбеком Бакиевым. Возможно, глава администрации президента РФ готовил почву для последующего перевода киргизских ГЭС в собственность российских компаний. Ведь ГЭС в Центральной Азии – это не только объект энергетики, а еще и возможность регулировать столь важный здесь водный вопрос. В перспективе страна, которая будет контролировать расходы воды в регионе, получит серьезные козыри в переговорах с местными лидерами.
Бишкек