Центр транзитных перевозок под Бишкеком готов принимать не только американские самолеты.
Фото Reuters
Испанские и французские военные специалисты могут вернуться в Киргизию. Власти двух европейских стран обратились к киргизским властям с просьбой дать согласие на размещение своих военных в центре транзитных перевозок (ЦТП) – бывшей авиабазе «Манас» в 30 км от киргизской столицы.
По данным киргизских депутатов, которым предстоит решить судьбу европейских военных, французы и испанцы намерены внести свой вклад в «борьбу против терроризма, оказание гуманитарной помощи и содействия правительству Афганистана в сфере безопасности и другой деятельности по взаимной договоренности сторон».
В случае, если парламент, а следом и президент Киргизии дадут добро на размещение военных, последние, по данным ИА «Акипресс», будут иметь «статус, эквивалентный статусу административно-технического персонала ЦТП согласно Венской конвенции дипломатических отношений». Переводя с официального языка на человеческий, это означает, что испанский и французский персонал получат дипломатическую неприкосновенность и в случае нарушения закона во время службы в Киргизии на территории этой страны будут неподсудны.
Наиболее вероятно, что парламент не станет вставлять палки в колеса и гостеприимно откроет французам и испанцам доступ к своей стране. По данным источников «НГ», «вопрос практически решен, главные аргументы – обеспечение безопасности страны и внесение своего вклада в борьбу с терроризмом».
В принципе все верно. Во-первых, безопасность страны, даже по словам официальных лиц, оставляет желать лучшего. Так, депутат парламента Рашид Тагаев заявил: «Мы не можем ни финансами, ни военными ресурсами, ни чем-то еще противостоять таким оснащенным тренированным боевикам, как талибы, поэтому ищем поддержки в других государствах и ориентируемся по ситуации. Думаю, это правильно».
Во-вторых, США и другие страны антитеррористической коалиции действительно нуждаются в помощи. События в Афганистане развиваются далеко не по положительному сценарию – талибы не желают сдавать позиции, в стране раскручивается скандал вокруг итогов президентских выборов. Борцам с терроризмом важны любые возможности переброски и снабжения войск, в том числе и киргизский центр транзитных перевозок.
Дополнительным и, пожалуй, наиболее весомым аргументом для киргизских властей в решении давать или нет согласие на присутствие французских и испанских (а позже, возможно, и других) военных могут стать деньги. В обмен на добрую волю Бишкека Париж и Мадрид могут перечислить дополнительные средства в киргизский бюджет или выдать льготные кредиты лет на 30.
Интересно, что с возвращением в Киргизию солдат стран НАТО восстановится и status quo, существовавший в начале этого года. Вновь иностранные военные и технические специалисты будут работать на базе, неподалеку от Бишкека, и вновь они будут иметь дипломатическую неприкосновенность. Разница одна – объем платы за пребывание на территории страны войск НАТО. Если в 2008 году США платили за аренду 17 млн. долл., то в нынешнем ставка увеличилась до 60 млн. Кроме того, США перечислили 150 млн. долл. на реализацию некоторых проектов в стране. С появлением испанцев и французов доходы Киргизии могут возрасти.
Это, в частности, вчера подтвердил председатель парламентского комитета по международным делам Эрик Арсалиев. Он сообщил Интерфаксу, что комитет одобрил в понедельник проекты межправительственных соглашений с Францией и Испанией о размещении военнослужащих этих стран в центре транзитных перевозок «Манас» и уже с доработками направил их в МИД. МИД Киргизии получил полномочия по ведению переговоров для последующего заключения соглашений с этими странами. Арсалиев заметил, что «правительство Киргизии с Францией и Испанией должны обратить внимание на то, что эти страны должны платить аэропорту за взлет и посадку самолетов, а также за услуги аэронавигации».
За год, играя между Москвой и Вашингтоном, Бишкек добился многого: сумел оставить военную базу антитеррористических сил в стране, более чем в три раза увеличил доход от ее пребывания, добился списания внешнего долга России, получил российский грант, а также часть кредита на льготных условиях. При всем этом руководство Киргизии сохранило возможность дальнейшего торга вокруг авиабазы. Ведь договор о присутствии натовских военных заключается на год с возможностью продления. Или непродления, если какая-нибудь другая заинтересованная сторона, к примеру Россия, пожелает сделать киргизским властям такое предложение, от которого они точно не сумеют отказаться.
Бишкек