Жители Киргизии хотят жить спокойно, но милицейские сводки в последнее время приносят им все более тревожную информацию.
Фото автора
Киргизские депутаты, а также представители силовых структур предложили отменить мораторий на смертную казнь. Эта мера, по мнению парламентариев, поможет обуздать растущую преступность. Более того, некоторые депутаты считают, что в воспитательных целях казнить преступников следует публично.
К началу следующего года в арсенале правоохранительных органов Киргизии может вновь появиться смертная казнь. За снятие моратория на крайнюю меру наказания ратует ряд депутатов республиканского парламента, а также высокопоставленные чиновники: глава Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Марат Суталинов и секретарь Совета безопасности Адахан Мадумаров. По данным местных СМИ, соответствующий законопроект готовится фракцией коммунистов и будет внесен на обсуждение парламента в октябре.
У политиков и силовиков два основных аргумента за восстановление смертной казни – борьба с преступностью и соображения экономии. Инициаторы возращения к хорошо забытому старому (мораторий на смертную казнь был установлен в республике в 1998 году, в 2007-м смертная казнь была отменена) уверены – смертная казнь станет существенным подспорьем в борьбе с криминалом. А если расстрельные приговоры приводить в исполнение публично, эффект будет больше, уверены некоторые чиновники. В этом случае, по словам главы ГКНБ Марата Суталинова, «в стране через 2–3 дня наступит порядок». Впрочем, сколько людей нужно будет расстрелять за эти дни для достижения порядка, глава самой влиятельной спецслужбы страны не уточнил.
Также чиновники, депутаты и некоторые эксперты отмечают, что казни помогут государству сэкономить бюджетные средства. «Наша страна экономически не готова поддерживать пожизненно заключенных, – сообщил в интервью BPC местный политолог, в прошлом начальник колонии строгого режима Токтогул Какчекеев. – У нас для этого нет ни лишних финансовых средств, ни специально оборудованных тюрем». К слову, сейчас в киргизских тюрьмах «сидят» 196 осужденных на смерть. Привести высшую меру в исполнение правоохранительным органам мешал лишь мораторий.
Правозащитники и ряд наблюдателей на инициативу представителей власти отреагировали весьма негативно. «Введение смертной казни является угрозой для всех, кто живет в нашей стране», – отметила исполнительный директор ПЦ «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова. По ее словам, возврат к смертной казни будет откатом от демократии. Правозащитники и представители ряда международных организаций намерены всячески бороться, чтобы не допустить отмены моратория. «Мы воспользуемся всеми возможностями, которые у нас есть┘ методом личных встреч, дискуссий, круглых столов, СМИ и любыми другими легитимными способами», – сообщил Бишкекскому пресс-клубу старший советник по программам Freedom House юрист Алмаз Эсенгельдиев.
В самом обществе по поводу смертной казни единого мнения нет. С одной стороны, граждане готовы поддержать любую инициативу, которая как-то поможет в борьбе с криминалом, пронизывающим все сферы киргизского общества. С другой – многие опасаются, что смертные казни будут применяться в отношении невиновных. Наблюдатели отмечают, что доверять столь серьезное оружие коррумпированным силовым органам опасно – может возникнуть соблазн найти невиновного, «повесить» на него нераскрытые дела, а потом расстрелять или повесить. Кроме того, угроза применения смертной казни может быть использована властями как средство сдерживания инакомыслящих.
В ситуации вокруг того, казнить или миловать, следует отметить ряд интересных моментов. Во-первых, подобные инициативы озвучиваются в стране регулярно: то депутаты (декабрь 2005), то силовики (май 2009) обращаются к президенту с предложением усилить борьбу с криминалом именно таким образом. Во-вторых, нынешняя инициатива прозвучала не где-нибудь, а на «совещании Совбеза по вопросу о противодействии религиозному фанатизму среди населения». Судя по этому, власти могут использовать смертную казнь в первую очередь для борьбы с набирающими силу экстремистами.
Уже 11 лет в Киргизии идут споры о смертной казни. Пока что сторонникам ее запрета удалось побеждать в этой борьбе. Чем закончится нынешняя попытка вернуть высшую меру, точно предсказать не может никто. Победителей в этом раунде борьбы определит президент Киргизии Курманбек Бакиев.
Бишкек