Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе завтра отправляется в Ереван с двухдневным рабочим визитом. К нескольким проблемам, которые предстояло обсудить грузинскому министру с армянским коллегой Эдвардом Налбандяном, похоже, добавилась еще одна. Во вторник на встрече с главами дипмиссий Армении за рубежом президент Серж Саргсян заявил о целесообразности придачи армянскому языку в Грузии статуса регионального и необходимости юридической регистрации Армянской апостольской церкви.
Серж Саргсян, по сути, повторил минимальные требования армян, составляющих большинство жителей грузинского региона Самцхе-Джавахети. До сих пор официальный Тбилиси рассматривал Ереван в качестве союзника в погашении периодически возникающих в этом регионе сепаратистских настроений. И надо сказать, что в ожиданиях пока не обманывался. Когда политическая температура в Джавахети приближалась к критической, власти Грузии несколько раз успешно прибегали к помощи ереванских эмиссаров.
Заявление Саргсяна стало неприятной неожиданностью для Тбилиси, который полагает, что оно может спровоцировать в Самцхе-Джавахети новое обострение. В своей речи президент призвал армян, проживающих за рубежом, к интеграции в местные общества, но без ассимиляции. А конкретно по Грузии Саргсян заметил: «Считаю, что придание армянскому языку статуса регионального, обеспечение регистрации статуса Армянской апостольской церкви, шаги, направленные на защиту армянских памятников, будут способствовать укреплению дружбы, углублению атмосферы взаимного доверия».
Высокопоставленный представитель правительства Грузии в беседе с корреспондентом «НГ» обратил внимание на то, что заявление Саргсяна прозвучало вслед за сообщениями о скором открытии турецко-армянской границы. «Политик такого уровня не может не просчитать, чем может обернуться подобное заявление. Получается, что армянские власти все эти годы были не вполне искренни с нами только потому, что Армения через Грузию имела единственный выход в мир?! Впрочем, не рано ли? Граница с Турцией ведь пока не открыта, и речь идет лишь о намерениях», – сказал «НГ» собеседник.
В схожем тоне оценила ситуацию тбилисская газета «Ахали таоба» («Новое поколение»), полагающая, что обострение армяно-грузинских отношений связано с тем, что Москва, заинтересованная в дальнейшем раздроблении Грузии, через Ереван расшатывает взрывоопасный Самцхе-Джавахети.
Один из лидеров армянской общины в Грузии Арнольд Степанян, возглавляющий НПО «Многонациональная Грузия», признает, что Серж Саргсян – первый представитель армянской власти, заговоривший о повышении статуса армянского языка. «До этого такого рода заявлениями отмечалась оппозиция Армении. Я не думаю, что слова президента катализируют ситуацию в Джавахети. Население и без этого решительно настроено в языковом вопросе и не первый год требует права вести делопроизводство и прочую документацию на армянском языке наравне с грузинским», – сообщил «НГ» Степанян. Другое дело, что заявление Саргсяна усилит в некоторых грузинских кругах антиармянские настроения, что «регулярно происходит в Грузии с периодичностью два-три раза в год». «Серж Саргсян затронул очень серьезные вопросы, которые следует решать, а не продолжать замалчивать», – считает Арнольд Степанян.
В ходе предстоящего визита Григола Вашадзе речь, вероятно, зайдет и о конфликтной ситуации вокруг приграничного армянского села Бавра. Местные крестьяне утверждают, что грузинские пограничники самовольно передвинули трехкилометровый участок границы на несколько сот метров в глубь армянской территории. Из-за этого жители Бавры лишились своих угодий, закрепленных за ними в Земельном кадастре Армении в качестве собственности, не могут обрабатывать наделы и пасти скот. В свою очередь, и у грузинской стороны могут оказаться вопросы к Еревану. В частности, в Тбилиси без оптимизма узнали о появлении на прилавках армянских магазинов продуктов из Абхазии.
Вице-премьер грузинского правительства, госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили выразил недоумение по поводу заявления Саргсяна. «Вопрос с юридической регистрацией Армянской апостольской церкви решается, и Ереван был поставлен в курс дела. Все исторические, архитектурные, религиозные памятники на территории Грузии, независимо от происхождения, находятся под охраной государства. И об этом Еревану тоже известно. Есть несколько спорных памятников и церквей, но главное, чтобы споры по ним вели историки и специалисты, как было до сих пор, а не политики», – сказал «НГ» Якобашвили. Что же касается ситуации вокруг села Бавра, то, по мнению госминистра, такие истории были и будут возникать, пока армяно-грузинская граница не будет окончательно демаркирована и демилитирована, и «работа в этом направлении ведется совместной комиссией».
«Я не думаю, что заявление президента Армении как-то связано с улучшением армяно-турецких отношений или что за ним стоят интересы России. Армения и Грузия были добрыми соседями и останутся впредь», – на такой идиллической ноте госминистр хотел было завершить разговор, однако получил от «НГ» вопрос о повышении статуса армянского языка в Самцхе-Джавахети, заинтересованность в чем выразил официальный Ереван. «Мы очень рады, что армянский язык является единственным государственным в Армении», – сказал «НГ» Якобашвили, дав тем самым понять, что это противоречит интересам Грузии.