Правду о Цхинвале расскажут заокеанские политтехнологи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Власти Абхазии и Южной Осетии заключили годичный договор с PR-агентством Saylor Company для улучшения имиджа республик на международной арене. Услуги заокеанских пиарщиков стоят до 500 долл. в час плюс 50-процентная наценка за работу в конфликтных зонах. Эти расходы, как и вся финансовая помощь, оказываемая Москвой Сухуму и Цхинвалу, лягут на российских налогоплательщиков. Пикантности ситуации добавляет то, что просчеты Москвы в информационном обеспечении признания суверенитетов грузинских автономий будет исправлять компания из США – главного покровителя Грузии.
О заключении контракта с правительствами Абхазии и Южной Осетии агентству Reuters сообщил глава американской компании Марк Сейлор. Информацию подтвердил уполномоченный по правам человека в Южной Осетии Давид Санакоев. Соглашение было достигнуто еще в начале лета. При этом американская сторона пошла на скидки молодым республикам, в финансовом плане едва ли не абсолютно зависящим от Москвы. Агентство, ссылаясь на самого Сейлора, сообщает, что Сухум и Цхинвал будут платить не более 30 тыс. долл. в месяц за каждый контракт. Даже с учетом уступки сумма может набежать изрядная. Однако овчинка стоит выделки.
Южная Осетия, например, через Saylor Company сможет «напоминать миру о жестоком нападении грузинских войск на мирное население в августе; противостоять дорогостоящей и агрессивной информационной политике о войне, проводимой грузинским правительством; объяснить, как Россия спасла гражданское население Южной Осетии; утвердить в международном восприятии бесповоротность независимости от Грузии». Примерно те же задачи стоят перед Saylor Company и в абхазском варианте. Плюс серьезная рекламная кампания для привлечения в Абхазию туристических потоков.
«Нет ничего такого... Я не слышал о договоре с Saylor Company – вероятно, опять фантазии. Reuters сообщило? А осетины что говорят на этот счет?.. Нет, я лично не знаю», – ответил «НГ» на соответствующий вопрос министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. Не в курсе происходящего оказался и Чрезвычайный и Полномочный Посол Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев: «Я ничего не знаю о договоре с американской компанией...»
Тем не менее, по словам Давида Санакоева, с американской фирмой договор заключен, и цель его – чтобы «мир узнал правду». «Мы видели, какой резонанс имело информационное обеспечение грузинской агрессии, поэтому в первые дни сразу после войны сложилось то мнение в мировом сообществе, которое сложилось. И это мнение неправильное», – сказал Санакоев.
В Абхазии хотят, чтобы мир узнал о том, кто разрушил сухумский порт. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото) |
Берлинский политолог Ашот Манучарян в беседе с корреспондентом «НГ» подтвердил, что до и после августовской войны в Южной Осетии правительство Михаила Саакашвили вело блестящую информационную войну против России. «Тбилиси удалось убедить западное общество в том, что поводом для агрессии Москвы послужило всего лишь желание маленькой демократической Грузии вступить в НАТО, интегрироваться с западными институтами, западным обществом. Россия вчистую проиграла информационную битву, и теперь предстоит приложить немало усилий для коррекции», – сказал «НГ» доктор Манучарян.
По словам члена научного совета Московского центра Карнеги, профессора Алексея Малашенко, само по себе заключение договоров правительств Абхазии и Южной Осетии с PR-компанией для улучшения имиджа не является экстраординарным событием. Другое дело, что Россия, допустившая огрехи в информационной войне фактически против США, теперь на свои деньги (а без ведома Кремля власти Абхазии и Южной Осетии не затеяли бы такие серьезные траты) нанимает тех же американцев для исправления ситуации. «Театр абсурда, очень занятная ситуация... За такие деньги я бы сам написал пару хвалебных статей об Эдуарде Кокойты! Нет, скорее за двойную таксу... Если же серьезно, то отмечу несколько моментов: когда такая известная компания взялась за улучшение имиджа Абхазии и Южной Осетии, а это, к слову, совершенно разные задачи, то, значит, имидж можно улучшить – и это тревожный сигнал для Тбилиси, а России, стало быть, есть чему поучиться у американцев. Во-вторых, очень любопытно, как к этой затее относится администрация Белого дома. Отношение Вашингтона может стать лакмусовой бумажкой в вопросе трансформации американо-грузинских отношений, о чем немало говорится в последнее время», – заявил «НГ» Малашенко. По мнению профессора, за сотрудничеством Saylor Company с Сухумом и Цхинвалом и возможными его плодами будет наблюдать чрезвычайно интересно. Алексей Малашенко не исключил также и того, что и Михаил Саакашвили в аналогичных целях может нанять американских пиарщиков, хотя «у него на Западе по-прежнему привлекательный имидж».
«Никого мы нанимать не собираемся. Это нам ни к чему», – ответил «НГ» за грузинского президента госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили. Он скептически оценил финансовую часть договора абхазских и югоосетинских властей с Saylor Company: «Кому и что они хотят и могут доказать за 30 тысяч в месяц?!!» «И вообще Сейлор не туда заплыл», – поиграл на созвучии слов госминистр («sailor» – «моряк» в переводе с английского). По словам Якобашвили, у этой компании и без того не очень внятная репутация, связанная с известным скандалом с цхинвальской правозащитницей Лирой Цховребовой, и сотрудничество с сепаратистскими властями может усугубить положение.
Говоря о скандале, грузинский госминистр подразумевал попытки Saylor Company организовать встречи руководителя одного из цхинвальских НПО Лиры Цховребовой в Госдепе США. Тогда в прессу просочилась информация о ее сотрудничестве с российскими спецслужбами, после чего Госдеп закрыл перед ней двери. «За годы моей работы на Кавказе это уникальный случай, когда правозащитник обращается к дорогой фирме по связям с общественностью. Это тревожный сигнал», – объяснил мотивы отказа помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза.