В Страсбурге решили вернуть Белоруссию в европейскую семью.
Фото Reuters
Белорусский парламент будет возвращен в ПАСЕ в качестве специально приглашенного, когда в стране введут мораторий на смертную казнь. Такое решение вчера приняла Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ).
«ПАСЕ на пленарном заседании в Страсбурге проголосовала за восстановление статуса специально приглашенного для белорусского парламента», – сообщается в пресс-релизе ПАСЕ. Делается это для того, чтобы вовлечь власти страны в политический диалог и способствовать укреплению демократических сил и становлению гражданского общества. Пресс-служба также уточняет, что статус будет восстановлен на год и только после введения моратория на смертную казнь.
ПАСЕ в своей резолюции положительно оценила освобождение заключенных, признанных политическими, регистрацию оппозиционного движения «За свободу», возглавляемого экс-кандидатом в президенты Александром Милинкевичем, создание совещательного органа при администрации президента с участием оппозиции и возвращение в государственные сети распространения двух негосударственных газет. Однако европарламентарии нашли и «повод для беспокойства» «в вопросах, касающихся избирательного процесса, соблюдение политической свободы и плюрализма, ситуации в СМИ», а также в сохранении в Белоруссии в качестве высшей меры наказания смертной казни. Депутаты считают, что в обсуждении белорусской тематики в ПАСЕ должны принимать участие и представители оппозиции, которые в настоящее время не представлены в парламенте.
Напомним, что статус специального приглашенного в ПАСЕ парламент Белоруссии получил в 1993 году, а был лишен в 1997-м после того, как в законодательство были внесены изменения, расширяющие полномочия президента и сужающие парламента.
В Минске решение ПАСЕ вызвало неоднозначную реакцию. Официальные источники сообщили, что статус восстановлен, а негосударственные СМИ, что нет. В беседе с «НГ» белорусский политолог Андрей Федоров назвал ситуацию нетипичной. Он высказал предположение, что принятое решение «скорее положительное». Эксперт полагает, что решение о восстановлении статуса вступит в силу автоматически, как только в Белоруссии вступит в силу мораторий на исполнение смертной казни.
Причины, побудившие ПАСЕ принять такое странное решение, пока непонятны. «Едва ли оно связано с тем, что представители белорусской оппозиции смогли пролоббировать свою позицию об обязательности условий для властей, – предположил Федоров. – Они делали акцент на других аспектах – таких как соблюдение прав человека, политических свобод, демократизации избирательного процесса». Тот факт, что ПАСЕ, как и Европа в целом, идет на сближение с Белоруссией, не акцентируя внимание на демократических ценностях, он объяснил «приоритетом геополитических целей на современном этапе».
Правоту эксперта подтверждают и итоги визита в Минск еврокомиссара по внешней политике Бениты Ферреро-Вальднер. Из ее высказываний следовало, что ЕС готов рассматривать даже самые слабые демократические потуги Минска как «прогрессивные шаги». Интересно, что среди конкретных договоренностей с ЕС, которые были заключены в ходе визита еврокомиссара, – Меморандум о взаимопонимании в области энергетики и выделение Минску 10 млн. евро для организации поставок своего продовольствия на европейский рынок. Местные наблюдатели уже обратили внимание на то, что принятое решение связано с одним из факторов ухудшившихся российско-белорусских отношений. В связи с этим они полагают, что в ближайшее время едва ли развернется газовая война, которую накануне предрекали журналисты.
Напомним, что на прошлой неделе, когда заканчивалась «молочная война», представители «Газпрома» напомнили Белоруссии о накопившихся долгах за газ. Они утверждали, что долг образовался из-за того, что Минск с начала года платит по среднегодовой цене 150 долл. за 1 тыс. куб. м, в то время как контракт предполагает 213 долл. Кроме того, «Газпром» напомнил, что за недобор газа Белоруссии положен штраф. В свою очередь, в Минске ссылались на устный договор о расчетах по среднегодовой цене и ничего доплачивать не собирались. Вчера, в расчетный день, предусмотренный контрактом, никаких заявлений ни с той, ни с другой стороны не последовало.
Минск