Бенита Ферреро-Вальднер ускорила приезд в Минск по просьбе Александра Лукашенко.
Фото Reuters
Вчера с двухдневным визитом в Минск прибыла комиссар по внешним связям и политике добрососедства ЕС Бенита Ферреро-Вальднер. Предполагается, что сегодня еврокомиссар встретится с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. По мнению экспертов, в свете ухудшившихся отношений Москвы и Минска Запад интенсифицирует попытки вытянуть Белоруссию из российской орбиты.
МИД Белоруссии сообщил о том, что сегодня Бенита Ферреро-Вальднер проведет переговоры с министром иностранных дел Сергеем Мартыновым. «В ходе переговоров будут обсуждены актуальные вопросы развития политического диалога и сотрудничества между Белоруссией и Европейским союзом в приоритетных областях, а также совместной реализации инициативы ЕС «Восточное партнерство», – отмечается в сообщении. Ранее представительство Еврокомиссии в Минске информировало о том, что Ферреро-Вальднер также намерена встретиться с представителями гражданского общества Белоруссии.
Напомним, что комиссар по внешним связям должна была приехать в Минск в марте. Однако тогда она позволила себе высказаться по поводу необходимости демократизации Белоруссии как условия сотрудничества с ЕС. Трудно сказать, с этим ли ее заявлением было связано, но Лукашенко накануне ее приезда уехал в Армению кататься на лыжах. Теперь, наоборот, в разгар «молочного конфликта» с Россией белорусский президент сам попросил ускорить визит. Об этом журналистам стало известно от самой Ферреро-Вальднер.
Между тем за день до приезда в Минск Радио «Свобода» снова «спровоцировало» еврокомиссара на разговор о демократии в Белоруссии. «Шаги навстречу Белоруссии со стороны Евросоюза будут сделаны только тогда, когда она убедительно докажет свою самоотдачу в продвижении демократии и основных свобод», – Бенита Ферреро-Вальднер подходу не изменила. При этом она заверила, что «в этом-то случае Евросоюз поможет Белоруссии в чем только можно». Правда, факт участия в торге за Минск еврокомиссар напрочь опровергла. По ее словам, ЕС ведет диалог со всеми партнерами и не ставит условий по выбору: Россия или Евросоюз. «Белоруссии нужны хорошие отношения как с одной стороны, так и с другой», – заявила она.
За те несколько дней, которые прошли после российско-белорусского «молочного конфликта», Александр Лукашенко сумел продемонстрировать всю широту и успешность внешней политики на направлениях, альтернативных российскому. В ходе его визита в Туркмению 17–19 июня было заключено 14 соглашений. Главным из них, вероятно, следует считать договор о поставках белорусской техники, с продажей которой в Россию возникли сложности. Также заключено соглашение по строительству Белоруссией в Туркмении горно-обогатительного комплекса по добыче калийных удобрений стоимостью примерно в 1 млрд. долл. Кроме того, Минск выразил желание участвовать в тендере на строительство цементного завода, модернизировать транспортную систему страны, участвовать в строительстве других объектов и получил на все это одобрение Ашхабада.
По возвращении в Минск Лукашенко побеседовал по телефону с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Поводом для общения с заокеанским другом послужило открытие в Минске посольства Венесуэлы. «Особое внимание во время разговора было уделено ходу реализации совместного проекта по добыче нефти в Венесуэле», – сообщили официальные источники. По данным сопредседателя совместной белорусско-венесуэльской комиссии высокого уровня Виктора Шеймана, Белоруссия выходит на добычу первого миллиона тонн нефти в Венесуэле. Стороны с удовлетворением отметили успехи в строительной отрасли и в сфере создания СП по производству тракторов и автомобилей. Президенты договорились о встрече, которая состоится в Минске уже в августе.
По мнению местных наблюдателей, Александр Лукашенко будет придерживаться политики балансирования между Западом и Востоком столько, сколько это будет возможным, так как именно в этом устойчивость его позиций. В то же время эксперты отмечают, что политика открытого давления, которую сегодня применяет Россия по отношению к Белоруссии, менее выигрышна, чем мягкое «вовлечение в европейские процессы, которое использует Европа». «В связи с этим на данном отрезке времени будет наблюдаться ярко выраженный дрейф Белоруссии в сторону Запада», – считают они.
Минск