У экс-главы МИД ФРГ Йошки Фишера были прохладные отношения с Москвой.
Фото Reuters
Как стало известно «НГ», глава Независимой международной миссии по расследованию конфликта в Грузии (НММРКГ) Хайди Тальявини впервые в этом качестве посетит на этой неделе Абхазию и Южную Осетию. С момента получения мандата в декабре прошлого года она уже дважды побывала в Москве и Тбилиси. Окончательный доклад миссии будет представлен в июле.
По словам европейского дипломатического источника «НГ», до сих пор швейцарский дипломат Хайди Тальявини и ее команда не встречались с представителями Южной Осетии и Абхазии. В Тбилиси они уже бывали дважды. В минувшие выходные Тальявини снова посетила грузинскую столицу, а в начале этой недели «она отправится сперва в Сухум, а затем в Цхинвал для встречи с де-факто властями» республик. На вопрос, планируются ли также беседы с перемещенными лицами, неправительственными организациями и беженцами, наш собеседник дал понять, что график в Цхинвале пока не согласован и будет зависеть от развития обстановки на месте. В то же время, по его словам, было бы естественно пообщаться с людьми, которых непосредственно затронули августовские события в Южной Осетии.
Напомним, что мандат Независимой международной миссии по расследованию конфликта в Грузии был одобрен 2 декабря 2008 года в Брюсселе на Совете министров Евросоюза.
Согласно этому документу, миссия должна «расследовать причины и ход конфликта в Грузии, в том числе в плане международного права, гуманитарного права, прав человека, а также включая выдвигавшиеся в данном контексте обвинения».
В команде Тальявини на штатной основе работают три сотрудника – это сама глава миссии посол Хайди Тальявини, ее политический советник Уве Шрамм и Мариан Сташевский. Содействие миссии, по данным «НГ», оказывают около десятка экспертов – военных, историков, правоведов. В дополнение к этому у миссии есть высокий консультационный совет, в который входят фигуры, пользующиеся международным авторитетом. В частности, это экс-глава МИД ФРГ Йошка Фишер, бывший глава МИД Польши Адам Ротфельд и экс-министр Австрии Урсула Плассник.
Бюджет миссии Тальявини составляет 1,6 млн. евро. Все средства выделил Европейский союз. Этих денег должно хватить на все восемь месяцев работы – до 31 июля. То есть речь идет примерно о 200 тыс. евро в месяц.
По словам собеседника «НГ», миссия положительно оценивает уровень сотрудничества, установившийся у нее с российскими и грузинскими властями. В России Тальявини контактирует с МИДом, Министерством обороны и Генштабом, МЧС, председателем комитета по международным делам ГД РФ Константином Косачевым и уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным. С официальным визитом представители миссии посещали Москву дважды. В декабре тут побывали посол Тальявини и ее советник Уве Шрамм. Они изложили в российской столице мандат своей миссии и установили первые контакты с властями. В январе они снова посетили столицу уже в сопровождении шести экспертов для начала консультаций и обмена мнениями с российскими экспертами. До июля они планируют побывать здесь еще несколько раз.
Является ли миссия независимой, как гласит ее название? В Европе утверждают, что да. Европейские дипломаты признают, что мандат миссии и ее финансирование утверждены Евросоюзом, но подчеркивают, что НММРКГ не является частью какой-то более крупной европейской структуры. Так, хотя команда Тальявини и «знакома» с ведущими еэсовскими дипломатами, отвечающими за кавказское досье, – спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу Питером Семнеби и спецпредставителем ЕС по конфликту в Грузии Пьером Морелем, регулярные рабочие контакты с ними Тальявини, Шрамм и Сташевский якобы не поддерживают.
Окончательный доклад комиссии должен быть готов к концу июля. Этот срок обозначен в мандате. Документ будет представлен Совету министров Евросоюза, российской и грузинской сторонам, а также в ООН и ОБСЕ. По словам нашего собеседника, сам по себе доклад и изложенные в нем рекомендации не будут обязательны для выполнения кем-либо. «Это миссия по установлению фактов, и она не предложит рецептов по выходу из кризиса. Возможно, правда, будет включена глава о том, какие уроки следовало бы извлечь», – сказал собеседник «НГ».
Европейские дипломаты не комментируют ранее звучавшие утверждения своих российских коллег, согласно которым миссия начала работу слишком поздно, поскольку большинство политиков в Европе и за ее пределами уже разобрались в том, что произошло 7 августа в Цхинвале. Они отмечают, что мандат был утвержден политическим решением в декабре, когда нужно было разобраться в том, что случилось. На вопрос, хорошо ли европейцы представляют сейчас причины конфликта, дипломат дал понять, что благодаря миссии Тальявини они надеются узнать об этом больше. Кроме того, по-прежнему сохраняется необходимость в прояснении ряда фактов.
Какую дату возьмут за точку отчета в своем докладе эксперты миссии? Добиться ответа на этот вопрос от миссии, которая старается избегать публичности, пока невозможно. Этот вопрос касается непосредственно содержания готовящегося доклада. А это тайна за семью печатями, говорят дипломаты. Известно, правда, что в документе должны быть изложены установленные факты предполагаемых военных преступлений, включая геноцид и нарушения прав человека.
Дипломатические источники «НГ» в Евросоюзе отказываются строить догадки о том, какие последствия доклад Тальявини будет иметь для отношений ЕС с Россией и с Грузией. «Эти выводы предстоит делать политикам, а не комиссии Тальявини», – отметил один из собеседников газеты.