На этой неделе киргизские власти начали очередную войну с коррупцией. В этот раз обсуждается сразу несколько ноу-хау. Так, депутаты киргизского парламента обдумывают предложение, официально продавать призывникам, не желающим служить в армии, специальный разрешающий документ за 8 000 рублей (в пересчете с местной валюты). «Белые билеты» и сейчас свободно продаются в военкоматах, но неофициально. Новый же закон, по мнению авторов, поможет перевести коррупционные потоки в бюджет.
«Слушай, а ты за сколько зачет купила? За 1000? Дорого!» – в киргизских вузах началась очередная сессия, чему свидетельством такие разговоры в коридорах Alma Mater. Студенты в полный голос обсуждают расценки и условия покупки оценок, рассчитывая, что проще – «развести» или выучить. Такие картинки из жизни киргизского общества в республике давно стали привычными и никого не удивляют. Потому киргизская власть объявила коррупцию одной из главных проблем и не первый год пытается ее преодолеть. На этой неделе она начала новый этап борьбы со взяточничеством. Одной из инициатив стала возможность официально продавать призывникам документ, освобождающий их от службы в армии. Также, среди нововведений – идея Курманбека Бакиева, – заменить выборы глав государственных вузов на назначение их президентом. Президент надеется, что это поможет повысить уровень образования и снизить коррупцию в вузах.
Что только не делали в Киргизии, чтобы отбить желание брать и давать на лапу: собирались ввести проверки на детекторе лжи среди таможенников – идея странным образом заглохла на подступах к таможне, объявляли о начале действий различных антикоррупционных программ с красивыми названиями (например «Колокольчик»), создавали и обновляли Национальную стратегию по борьбе с коррупцией. Даже «тюльпановая революция» в марте 2005 года и та проходила под лозунгом борьбы с коррупцией. Однако, несмотря на столь бурную деятельность, выдающимися результатами страна похвастаться по-прежнему не может – только за последний год она опустилась на 12 позиций и оказалась на 166-м месте в Индексе восприятия коррупции.
Мздоимство и вымогательство пронизывают все киргизское общество – с мала до велика, практически во всех сферах. Уже со школы юные жители Киргизии узнают, что такое взятка и как покупается экзамен. Там же они сталкиваются с вымогательством со стороны старшеклассников. Так, в понедельник в Нарыне (юг Киргизии) милиционерами за вымогательство задержаны 15-летние ученицы 10-х классов, которые требовали «отступные» у учениц 8-го класса. К моменту поступления в вуз молодые люди уже полностью уверены что взятка – это норма. Как отметил недавно на круглом столе замглавы Центра ОБСЕ в Киргизии Лилиан Дарий, «образ коррупционного человека не имеет негативного восприятия в обществе, коррумпированный чиновник считается положительным героем».
Как результат – крайне низкий уровень образования. Лишь пара вузов республики может похвастаться тем, что в их стенах почти (!) не берут взяток. Дабы хоть как то повлиять на неокрепшие умы и сделать юных киргизстанцев нетерпимыми к мздоимству, 9 декабря во время всемирного дня борьбы с коррупцией Минобразования приказало всем учебным заведениям сжечь на глазах у учащихся чучело коррупции.
К подобной идее учителя, и родители в большинстве своем отнеслись скептически. Вспомнив поговорку «рыба тухнет с головы», простые граждане предлагали в первую очередь обратить внимание на «слуг народа», «которые при зарплате в 200-300 долларов раскатывают по городу на «Мерседесах» и «Лексусах». Впрочем, наверное, простые граждане ошибаются, ведь совсем недавно президент Киргизии сообщил, что правоохранительным органам удалось «обуздать проявления коррупции на высоком уровне». Да и ранее глава республики отмечал, что от взяточничества удалось освободить 7-й этаж Белого Дома (там находятся кабинеты высокопоставленных чиновников, в том числе и самого Курманбека Бакиева).
Для справки: за 11 месяцев этого года в республике подразделениями по борьбе с коррупцией выявлено 684 преступления. Сумма материального ущерба по оконченным уголовным делам составила 86,5 млн. рублей, из которых возмещено 38,5 млн.